Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Это отчаянный крик поколения, запутавшегося в цифровом пространстве»: психологи объяснили популярность треш-стримов

Редакция «ФедералПресс» / Иван Новгородский
Москва
17 НОЯБРЯ, 2025

В России треш-стримы и рискованные челленджи превратились в тревожный тренд, особенно популярный среди подростков и молодежи до 25 лет. Опасные действия на камеру нередко происходят и в регионах ПФО. Так, в конце октября в Чувашии якобы набивали тату младенцу, в Нижнем Новгороде проехали с салютом по главной пешеходной улице, а в Башкирии вспыхнула одежда на девушке во время подготовки к трюку. Почему люди участвуют в абсурдных онлайн-вызовах, игнорируя угрозу для жизни и здоровья, и как близкие могйт помочь тому, кто попал под влияние этой опасной зависимости, – вместе с экспертами разбирался «ФедералПресс».

Всплеск славы как выигрыш в лотерею

По словам клинического психолога Ксении Савельевой, зрители продолжают смотреть ролики от блогеров с сомнительной репутацией, пропагандирующих опасное поведение и насилие, потому, что людям свойственно обращать внимание на что-то шокирующее – это древний инстинкт. К тому же смотреть на риск со стороны кажется безопаснее, но при этом чувствуется азарт. Кто-то таким образом просто развлекается, а кто-то чувствует себя «нормальным» на фоне чужого неадекватного поведения.

«Когда я вижу, как молодые люди занимаются сексом в прямом эфире, употребляют наркотики или прыгают с крыши, я понимаю: это не просто глупость. Это отчаянный крик поколения, запутавшегося в цифровом пространстве. Представьте обычного парня из провинции. В жизни он – «тихоня с задней парты». Но стоит ему снять, как он прыгает по крышам движущегося поезда, за сутки он получит больше внимания, чем за всю предыдущую жизнь. Его мозг буквально воспринимает этот всплеск славы как выигрыш в лотерею. А когда к славе добавляются деньги (самые отчаянные зарабатывают сотни тысяч рублей в месяц на донатах), получается гремучая смесь», – отмечает Савельева.

И действительно, популярные в определенной среде трансляции или записи крайне рискованных действий вызывают у обычного человека шок. Ведь жестокие драки и избиение случайных прохожих, нанесение себе порезов или ожогов «на спор», проглатывание несъедобных предметов, опасные сексуальные практики, физические или психологические издевательства над людьми ни один человек в здравом уме не будет воспринимать как норму.

По словам психолога, подобное поведение человека обусловлено целым комплексом причин.

Одна из них – потребность в признании. Ведь в эпоху соцсетей и быстрого интернета лайки и просмотры стали валютой социального одобрения. Мозг воспринимает всплеск внимания как награду. Не стоит сбрасывать со счетов и самоидентификацию. В перенасыщенном информационном поле экстремальный поступок может быть расценен человеком как быстрый и доступный способ заявить о себе, доказать «особенность», даже если за этим стоит неуверенность.

Еще одна причина – поиск острых ощущений, который для многих людей становится способом убежать от рутины, почувствовать себя живым через адреналин. Работают и мощные экономические стимулы, поскольку треш-стримы представляют собой целую индустрию монетизации, а она делает рискованный контент финансово привлекательным: это и прямые платежи (донаты) от зрителей, и рекламные интеграции, когда блогеры получают деньги за продвижение сомнительных услуг. Действуют также партнерские программы с запрещенным контентом и платные подписки.

«Важную роль играет и биология: окончательное созревание мозга происходит лишь к 20–25 годам, а у молодых людей до 25 лет лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль и оценку рисков, еще не полностью сформированы. В сочетании с финансовым стимулом это создает гремучую смесь, где жажда легких денег и сиюминутная слава перевешивают способность трезво оценить последствия», – добавила психолог.

Жажда внимания или компенсация неуверенности?

Эксперты в беседе с «ФедералПресс» обратили внимание на то, что участие в треш-стримах и сомнительных челленджах – сложное явление, в котором переплетаются социальные и психологические механизмы. Поэтому, с точки зрения психологии, причин может быть несколько.

По мнению частного психолога Елены Музалевской, самая естественная причина просмотра треш-стримов – любопытство.

«Человек по природе стремится исследовать новое, даже если это новое выглядит пугающим или неприемлемым. Это похоже на реакцию прохожих у места происшествия: все замедляют шаг, хотя понимают, что зрелище может быть неприятным. Кроме этого срабатывает эффект «запретного плода». Известно: то, что запрещено или осуждается, часто становится особенно притягательным» , – пояснила эксперт.

В монотонных буднях опасный контент дает быстрый эмоциональный заряд. Иногда наблюдение за чужой агрессией помогает снизить собственное внутреннее напряжение, выполняя роль сублимации. Впоследствии мозг запоминает эти острые ощущения, а затем «просит» повторить опыт.

Собеседница «ФедералПресс» добавила, что тренд на просмотр и создание треш-контента можно рассматривать как психологическую проблему современности, учитывая его растущую популярность и потенциальное негативное влияние на общество.

Треш-стримы как форма цифровой зависимости

Психологи сравнивают увлечение треш-контентом с цифровой зависимостью. Здесь работает знакомая схема: возникает триггер (скука, тревога), за которым следует действие (просмотр или создание контента), а в награду человек получает выброс дофамина от лайков, адреналина или денег.

«Шокирующий контент часто вызывает сильные эмоции, которые становятся способом временного облегчения стресса или скуки, а алгоритмы платформ способствуют формированию «ловушки внимания», – рассказала Музалевская.

И хотя большинство молодых людей находят здоровые пути самореализации, но популярность треш-контента – тревожный симптом. Современная цифровая среда создала благоприятную почву для распространения подобного контента. Сформировалась некая установка, в которой деструктивные формы поведения получают непропорционально большое вознаграждение.

Практикующий психолог, социальный педагог, тренер по эмоциональному интеллекту Лилиана Речковская обратила внимание на то, что сомнительные шоу дают зрителю удовлетворение. Их, участников треш-стримов, можно сравнить людьми, которые много едят, делают эмоциональные покупки, смотрят ужастики или «украшают» свое тело тату.

В то же время людям со здоровой психикой для удовольствия достаточно посмотреть комедию, от души посмеяться с друзьями, покричать на хоккейном матче, поучаствовать в соревнованиях, регулярно выступать со сцены, ставить себе новые цели и достигать их или просто публично рассказывать о своих целях и ставить дедлайны и плату за провал. Но людям с искаженными ориентирами, ценностями и целями важно прожить эмоции «на грани».

При этом эксперты поясняют, что подобное стримерство вовсе не тренд, а популярным его делают разжигание интереса в СМИ и дальше это подогревается комментариями и репостами.

«Грозятся заблокировать целые интернет-мессенджеры, а такой разрушающий психику контент отследить и запретить, прекратить якобы невозможно, как будто он сам собой развивается. Это проблема современного общества», – констатирует Речковская.

Профилактика, или Как уберечь близкого человека

Если близкий человек увлекся участием в опасных челленджах, важно действовать спокойно и последовательно. Психологи советуют в первую очередь сохранять спокойствие и воздержаться от осуждения, чтобы не спровоцировать протест.

Стоит инициировать открытый диалог, чтобы мягко выяснить, что именно привлекает человека в таких активностях. Очень помогает предложить альтернативные, безопасные пути самореализации, например, через спорт или творчество. Ключевым фактором является укрепление доверительных отношений и попытка понять, какую потребность человек пытается заполнить рискованным поведением. Если ситуация выходит из-под контроля, может помочь консультация психолога.

«Каждый случай уникален, и подход должен адаптироваться под конкретную ситуацию и личность человека. Ключевыми факторами успеха являются терпение, эмпатия и последовательность в действиях», – подчеркнула психолог Елена Музалевская.

Эксперты сходятся во мнении, что проблема требует системного подхода. Важно учиться цифровой гигиене – критически оценивать контент. Необходимо создавать среду, где можно быть «крутым» не только рискуя жизнью, и популяризировать позитивные примеры для подражания.

«Выход есть всегда. Обычно он там, где и вход. Важно транслировать еще в дошкольном и раннем школьном возрасте способы получать радость. Образовывать родителей на эту тему, популяризировать семейные ценности, ценность жизни, радости общения и развитие созидательных интересов», – делает вывод Лилиана Речковская.

Ранее «ФедералПресс» писал, что участие в опасных челленджах и просмотр треш-контента — это не личный выбор, а симптом психологических проблем. По мнению психолога, таким образом человек часто бессознательно пытается компенсировать внутреннюю пустоту, незавершенные семейные истории и неспособность иначе почувствовать себя живым.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 4.1. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева