Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
27 НОЯБРЯ, 2025
Губернатор Свердловской области Денис Паслер сделал ряд жестких заявлений, касавшихся финансовой политики региона. Уже принятый в первом чтении проект бюджета на 2026 год заставит чиновников серьезно «затянуть пояса». О том, как главным приоритетом становится демография, какие необдуманные решения сердят губернатора и какие мегапроекты поставят на паузу, – в материале «ФедералПресс».
Выступая в заксобрании Свердловской области на заседании, где принимали проект бюджета, Денис Паслер дал понять, что не все инициативы с территорий будут приняты. Он пообещал подчинить строительство крупных объектов приоритетным задачам – в первую очередь сохранению населения.
«Мы строим замечательные спортивные и другие объекты в наших крупных городах. Но у нас во втором, третьем и четвертом городе области [Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Первоуральске] смертность на 40 % выше, чем в среднем по стране. Так может, мы не тем занимаемся? Может, на другие вещи акценты надо делать? [Верхняя] Пышма замечательно развивается, а снижение рождаемости за прошлый год знаете? На 12 %, а среднеобластное – 4 %. Спутник города [Екатеринбурга] должен прирастать, а у нас с точки зрения рождаемости там одна из худших ситуаций. Может, мы что-то совсем не то делаем?» – разразился губернатор целой тирадой.
Демографическая тема волновала свердловское руководство и раньше: население области убывает критическими темпами, а рождаемость за десять лет сократилась вдвое. Однако, пожалуй, впервые губернатор настолько жестко связал ее с распределением бюджета.
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Мария Макарова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» согласилась с тем, что одно лишь строительство социальных объектов не может изменить демографическую ситуацию.
«То, что делается по развитию социальной инфраструктуры, – это замечательно. Но люди рационально подходят к рождению детей, понимая, что это большая нагрузка на семейный бюджет. Если раньше работали оба родителя, то после рождения ребенка – только отец, и его зарплата делится на троих, а не на двоих. К тому же у нас сокращается число женщин в репродуктивном возрасте», – пояснила она.
По ее мнению, правительству предстоит как найти ответ на эти объективные вызовы, так и справиться с изменившимся субъективным отношением свердловчан.
«У нас с 1990-х воспитывали «эффективных менеджеров», и люди стали по-другому относиться к своему человеческому капиталу. Женщина, уходя в декрет, теряет свою квалификацию, свои позиции на рынке труда, и с точки зрения математической рациональности это неэффективно», – отметила Макарова.
Экономист считает, что для поддержки рождаемости стоит обратить внимание на медицину не только крупных городов, но и глубинки.
«В отдаленных населенных пунктах в связи с оптимизацией сократили больницы, остались только ФАПы, и людям стало сложнее получить медицинскую помощь. В то же время и сам процесс беременности и родов, и маленький ребенок требуют медицинского сопровождения», – добавила ученая.
Пока власти делают ставку на крупные больницы с лучшими врачами и оборудованием. Так, на том же заседании Денис Паслер поддержал переформатирование части родильных отделений в так называемые ургентные залы. Его профильный зам Татьяна Савинова настаивает, что три четверти свердловчанок должны рожать в перинатальных центрах, где младенцам могут оказать более квалифицированную помощь, чем в маленьких больницах. Это, в свою очередь, снизит смертность новорожденных, ожидают Паслер и Савинова.
Программным заявлением можно считать и резкую отповедь Паслера в адрес депутата от КПРФ Габбаса Даутова, который предложил построить новые очистные в Нижней Туре. Их стоимость может составить около 2 млрд рублей.
«Вы жителей предупредили, что тариф вырастет в два раза по вашей инициативе? Если мы куда-то бежим, мы должны понимать, куда мы придем. Я обратил внимание, что во многих случаях мы бежим, а потом начинаем разбираться с дотациями, долгами, субсидиями на содержание. Экологической составляющей надо заниматься, но надо четко взвесить – та ли технология в этом проекте учтена и что будет потом с тарифом», – заявил Паслер.
Очистные в Нижней Туре собираются строить с 2021 года, когда был подготовлен проект. С тех пор он значительно устарел: в частности, инженеры рассчитывали на импортное оборудование, которое сейчас недоступно из-за санкций. В аналогичном случае строительство очистных в Рефтинском обернулось срывом сроков и серьезными проблемами. Неудивительно, что областные власти не желают повторения скандала.
«Очистные сооружения – это по сути часть канализации. Это бюджетные инвестиции в объект государственного или муниципального имущества, но саму услугу водоотведения предоставляет МУП или другая организация. Поэтому она, конечно, будет закладывать расходы в тариф», – подтвердила корреспонденту «ФедералПресс» декан факультета экономики и менеджмента Уральского института управления РАНХиГС, доктор экономических наук Елена Качанова.
По итогам прошлого года выручка МУПа, который занимается водоснабжением и водоотведением в Нижней Туре, составила менее 76 млн рублей, а чистый убыток – 39 миллионов. Денис Паслер усомнился, что при скромной выручке МУП справится с содержанием двухмиллиардного объекта без кратного роста тарифов.
Поэтому пока в приоритете очистные в более крупных и благополучных городах: Среднеуральске и Сысерти. На их строительство власти получили федеральные инфраструктурные кредиты – в общей сложности более 5 млрд рублей.
В целом бюджет следующего года будет суровым: министр финансов Александр Старков настроил депутатов на режим экономии. Это связано, в частности, с перераспределением части налогов на федеральный уровень. Так, повышение НДС, который идет в федеральный бюджет, сократит сборы налога на прибыль на 14 млрд рублей, прогнозирует Старков. Оно скажется и на объемах НДФЛ, ожидает Качанова.
«Рынок уже не тот, каким был буквально год назад. Думаю, работодатели не будут в этих условиях повышать уровень оплаты труда», – прогнозирует экономист.
Другой пример – налог на игорный бизнес с букмекерских контор, который теперь будет поступать в федеральный бюджет вместо областного. На этой неделе свердловское заксобрание закрепит решение на региональном уровне.
В результате областной минфин делает ставку на оптимизацию бюджетных обязательств. Об этом чиновники уже сообщили главам городов на «Школе мэров», знает Елена Качанова.
«Недостаточно средств в условиях бюджетной дефицитарности, поэтому только текущие расходы в рамках социальных обязательств: зарплата, адресные жилищные субсидии и вот это все. Некорректно было бы называть это бюджетом выживания, но это и не бюджет развития. Нужно затянуть пояса, перетерпеть, сохранить себя в непростых условиях», – охарактеризовала она проект бюджета.
Как объяснил Александр Старков, речь идет о том, чтобы завершить уже начатые объекты, не допустив их превращения в долгострои. В частности, бюджет поддержит строительство развязки у концерна «Калина» в Екатеринбурге. Там, где работы еще не начались, их отложат. Например, из проекта бюджета пропал детский сад в Первоуральске, за строительство которого «Атомстройкомплексу» собирались заплатить 550 млн рублей. По данным источников «ФедералПресс», основные работы еще не начались. В компании отказались комментировать ситуацию.
В первую очередь секвестр коснется «гигантоманских» проектов. Еще в сентябре с тем же «Атомстройкомплексом» без шума расторгли контракт на 4,1 млрд рублей на строительство Уральской образовательной резиденции в Сысерти. Еще в 2021 году проект показывали премьер-министру Михаилу Мишустину, а сейчас перенесли из-за уменьшения бюджетных ассигнований. В департаменте информполитики региона заверили, что строительство резиденции остается в госпрограммах.
«Пока поставили на стоп, это официальная позиция», – заявила «ФедералПресс» министр образования Светлана Тренихина в кулуарах «Ельцин Центра».
Другой пример – биатлонный комплекс Антона Шипулина в Екатеринбурге. Его не могли реализовать вначале из-за протестов активистов, а затем – из-за отрицательного решения госэкспертизы. В прошлом году проект, наконец, одобрили, но нескольких миллиардов на его реализацию по-прежнему нет. У депутатов думы Екатеринбурга даже вызвало удивление, что этот объект по традиции остается в трехлетнем прогнозе развития города.
В разговоре с депутатами заксобрания Денис Паслер заявил, что пока бюджетная политика изменится «чуть-чуть». В дальнейшем губернатор планирует по-новому расставить акценты «по многим территориям», уделяя особое внимание условиям для привлечения инвестиций. Кроме того, власти продолжат снижать государственный долг и дефицит бюджета.
«Все субъекты Российской Федерации сейчас реструктуризируют долговые обязательства, и часть расходов будет идти на реструктуризацию долгов. Нужно за год-два, максимум три, довести их до безопасного уровня обслуживания, и тогда какие-то средства перейдут в социальную сферу», – прогнозирует Елена Качанова.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов