Редакция «ФедералПресс» / Ксения Кобалия
Нижегородская область
1 ДЕКАБРЯ, 2025
2 июля 2020 года президент России подписал указ, по которому Нижнему Новгороду (в годы войны – Горькому) было официально присвоено звание «Город трудовой доблести». Это высшее признание подвига тех, кто, не покладая рук, трудился в тылу, становясь настоящим арсеналом для Красной Армии. За этим званием – сотни тысяч подписей горожан и беспримерный трудовой подвиг, который навсегда вписан в историю Великой Победы. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Расположенный на слиянии Волги и Оки, Горький до войны был крупным промышленным и транспортным узлом. С ее началом он в одночасье превратился в гигантскую кузницу оружия. Стратегическое расположение и концентрация мощных заводов определили его особую роль. Горьковская область стала арсеналом страны, откуда на фронт непрерывным потоком шли танки, самолеты, «катюши», орудия и боеприпасы.
Сразу после начала войны на основании директивы от 29 июня 1941 года все заводы Горьковской области начали срочно переводить свои производства на выпуск вооружения, боеприпасов и новой военной техники для Красной Армии.
Чтобы максимально быстро наладить выпуск оборонной продукции, было решено объединить усилия разных предприятий.
Уже 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны поставил перед заводом «Красное Сормово» задачу, казавшуюся невыполнимой: полностью перейти с производства судов на выпуск средних танков Т-34. И коллектив справился. Уже в октябре 1941 года первый эшелон сормовских «тридцатьчетверок» отправился на защиту Москвы.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков позже вспоминал: «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского завода танки «Т-34». Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву».
Всего за войну завод дал фронту 10 159 танков – каждый десятый от общего производства в СССР. Немецкий генерал Эрих Шнейдер признавал: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2 мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5–2 тысяч метров, тогда как немецкие… не более 500 метров и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34».
Несмотря на военное время, «Красное Сормово» в январе 1942 года возобновило строительство подводных лодок, которое было приостановлено годом ранее. Всего за годы войны завод передал флоту 22 подлодки типов «М», «С» и «Щ», что составило 43,1 % от общего производства подводных лодок в СССР. Кроме того, на заводе отремонтировали 41 подводное судно и морской монитор «Хасан».
Другое судостроительное предприятие в регионе, Мордовщиковский (Навашинский) завод № 342, также работал на флот. В 1942–1943 годах он построил 29 траловых барж для подрыва мин на Волге и под Сталинградом, изготовил 179 бронированных башен для пулеметов на катера, около 200 тысяч корпусов и деталей для снарядов, а также производил баржи и нефтеперекачивающие станции.
Горьковский автомобильный завод столкнулся с не менее сложной задачей – наладить выпуск легких танков Т-60, а затем Т-70. Когда стало ясно, что легкие танки недостаточно эффективны, автозавод перепрофилировался на производство самоходных артиллерийских установок СУ-76. За годы войны было выпущено 9000 таких САУ – 39 % от общего числа по стране.
Но и это не все. Автозавод выпускал армейские автомобили-вездеходы, броневики БА-64, минометы, аэросани, авиационные моторы и даже коляски для армейских мотоциклов, оставаясь единственным производителем последних в стране. Несмотря на жестокие бомбежки вражеской авиации, работа здесь не прекращалась ни на день.
С конвейера сошли сотни ГАЗ-АА, также на заводе выпускались трехосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные ГАЗ-60, автобусы ГАЗ-03-30 и санитарный ГАЗ-55.
На авиационном заводе имени Орджоникидзе в годы войны работало конструкторское бюро под руководством Семена Лавочкина. Здесь в кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛаГГ-3, а затем и более совершенных Ла-5 и Ла-7. Каждый третий отечественный истребитель времен войны был построен в Горьком. Всего завод отправил на фронт 19 202 боевые машины.
В 1941 году на машиностроительном заводе имени Воробьева, который сотрудничал с авиазаводом, было налажено производство ключевых деталей для самолетов: шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов и нервюр.
При этом завод не ограничивался только авиазаказами. Его механический цех занимался обработкой снарядов, а литейный цех производил корпуса для мин.
Особую славу городу принесли артиллерийские орудия, которые производились на заводе № 92 («Новое Сормово»). Под руководством конструктора Василия Грабина здесь за первые два с половиной года войны спроектировали 27 образцов различных орудий.
Легендарная 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3 была легкой, маневренной, безотказной и стала настоящим символом отечественной артиллерии. А пушка ЗИС-2 пробивала немецкие танки насквозь. Всего же за войну завод поставил фронту около 100 тысяч орудий – больше, чем все заводы Германии и ее союзников, вместе взятые.
Вклад горьковчан был поистине всеобъемлющим. Завод «Красное Сормово» помимо танков построил 22 подводные лодки. Завод фрезерных станков только в первый год войны изготовил более 600 установок для реактивных снарядов М-8. Радиотелефонный завод имени Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств для танков и самолетов.
Химические заводы Дзержинска производили до 50 % взрывчатых веществ страны. Борский стеклозавод освоил производство «сталинита» – прозрачной брони для самолетов. Легкая промышленность шила обмундирование, обувь и парашюты.
Победа в Великой Отечественной войне была добыта не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Горьковская область, находясь в сотнях километров от линии фронта, стала одним из мощнейших арсеналов страны и настоящим примером массового героизма, трудолюбия и самоотверженности.
22 июня 1941 года, через несколько часов после начала войны, по радио прозвучало обращение к советскому народу с призывом встать на защиту Родины. В этот же день вышел экстренный выпуск газеты «Горьковская коммуна». На Советской площади (ныне площадь Минина и Пожарского) состоялся многотысячный митинг, где с речью выступил секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Иван Гурьев.
Собравшиеся единодушно выразили готовность отдать все силы, а если потребуется – и жизнь для разгрома врага. Такие же митинги прокатились по всей области. Энтузиазм был не показным – в первый же день войны военкоматы города Горького приняли 5486 заявлений, а по области – до 10 тысяч. Всего за годы войны на фронт ушли 822 тысячи горьковчан. На территории области было сформировано 79 соединений Красной Армии: стрелковые дивизии, танковые бригады и корпуса, а также особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов.
Для защиты родной земли в области было создано народное ополчение. Уже к 25 июля 1941 года в него записалось более 60 тысяч человек. Промышленные объекты охраняли истребительные отряды, которые позже стали основой для истребительно-партизанских подразделений. Они выполняли спецзадания командования на Западном и Северо-Западном фронтах, действуя в тылу врага под Москвой, Ленинградом, в Смоленской и Псковской областях.
Горьковчане воевали и в прославленных партизанских отрядах С. А. Ковпака и Д. Н. Медведева. Уроженцы области Василий Ренов и Иван Сергунин стали за свои подвиги Героями Советского Союза, а Антон Бринский возглавлял партизанское движение на Украине.
Чтобы обезопасить стратегически важный Горький, вокруг него по правому берегу Волги и Оки были построены оборонительные сооружения протяженностью 1134 км. На эту гигантскую стройку было привлечено более 350 тысяч человек. Их титанический труд был оценен по достоинству: за успешное выполнение заданий к 1 января 1942 года орденами и медалями были награждены 80 самых отличившихся участников.
Немецкое командование понимало стратегическое значение Горького. За 1941–1943 годы на город было совершено 47 налетов, в которых участвовало 811 самолетов. Сброшено тысячи фугасных и зажигательных бомб. После особенно разрушительных налетов в июне 1943 года 35 тысяч горьковчан восстановили лежавшие в развалинах корпуса автозавода всего за 100 дней.
Острейшей проблемой тех лет стала нехватка кадров. У станков встали женщины, составившие 70–80 % рабочих, и молодежь. Инициативы горьковчан подхватывала вся страна: сормович Федор Букин стал инициатором движения «двухсотников» (выполнение норм на 200 %), а на Автозаводе были созданы первые комсомольско-молодежные фронтовые бригады.
Еще тяжелее приходилось труженикам села. На их плечи легли заготовка продовольствия, пополнение армии и промышленности рабочими руками. На фронт отправили 1000 тракторов и 80 тысяч лошадей, поэтому преобладал ручной труд. Несмотря на это, посевные площади даже увеличивались. Всего за годы войны область поставила для армии и флота почти 795 тысяч тонн муки и крупы, сдала государству 1,4 млн тонн хлеба, десятки тысяч тонн овощей и мяса. За эти подвиги 9 тысяч сельских тружеников были награждены правительственными наградами.
Горьковская область стала новым домом для 175 тысяч эвакуированных, 45 тысяч из которых были детьми. Для них организовали 135 детских домов. В блокадный Ленинград отправили 128 вагонов с продовольствием. А в 1943 году 300 выпускников школ ФЗО из Горького одними из первых поехали на восстановление разрушенного Сталинграда.
Горьковчане активно жертвовали свои сбережения на нужды обороны. На собранные средства были построены и отправлены на фронт 48 танков, шесть самолетов, три бронепоезда – «Козьма Минин», «Илья Муромец» и имени «Правды», а также целые эскадрильи. Школьники области собрали деньги на семь танков и самолет «Горьковский пионер».
В области действовал 171 эвакогоспиталь. Жители сдавали кровь для спасения раненых: на фронт было отправлено 92 202 литра крови, в госпитали области – 17 127 литров. 500 доноров-горьковчан были удостоены государственных наград.
Воинские соединения, сформированные на горьковской земле, дошли до Берлина, освобождали Варшаву и Прагу. 271 горьковчанин был удостоен звания Героя Советского Союза, а генералы Василий Рязанов и Арсений Ворожейкин удостоились этой чести дважды. Более 300 тысяч горьковчан были награждены боевыми орденами и медалями, 50 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Около 350 тысяч горьковчан не вернулись с полей сражений.
Накануне 9 мая 1975 года, в честь 30-летия Победы, в Нижегородском (тогда Горьковском) кремле была открыта постоянная экспозиция военной техники. Она стала данью памяти самоотверженному труду горьковчан в годы войны.
На выставке, расположенной вдоль кремлевской стены, были установлены на пьедесталах образцы продукции местных заводов: танк Т-34, бронеавтомобиль БА-64, пушки, миномет, самоходная установка СУ-76, знаменитая «Катюша» (БМ-13) и истребитель Ла-7, а также рубка подводной лодки «С-13».
В том же году дополнили мемориал памятной доской в честь военных соединений, сформированных в Горьком и области.
Спустя пять лет, в 1980 году, выставка была расширена: на ее площади установили памятный знак «Горьковчане – фронту», после чего вся композиция получила официальный статус мемориала.
2 июля 2020 года в Нижегородском кремле торжественно открыли памятник «Горьковчанам – доблестным труженикам тыла». Это событие было приурочено к присвоению Нижнему Новгороду звания «Город трудовой доблести».
9 мая 2024 года в нижегородском парке Победы была открыта стела «Город трудовой доблести». Памятник высотой 33,5 метра дополнен скульптурной композицией, изображающей женщин, подростков и пожилых людей, работавших на заводах, а также образцы выпускавшейся ими военной продукции. Конструкция выполнена из кортеновской стали и рубинового стекла, а ее вершину венчает силуэт богини победы Ники.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова