Редакция «ФедералПресс» / Алиса Бойко
Приморский край
1 ДЕКАБРЯ, 2025
Решение Арбитражного суда Приморского края, вынесенное в закрытом режиме, создало правовой прецедент, способный заблокировать легальный ввоз в Россию праворульных и гибридных автомобилей. Хотя прямой запрет отсутствует, суд подтвердил правомерность отзыва аккредитации у лабораторий, которые не проверяли эти машины на принципиально невыполнимые для них требования. Это ставит под удар миллионы автовладельцев Дальнего Востока и всю логику импорта иномарок в регион. Как запрет праворульных автомобилей повлияет на рынок ДФО, разбирался «ФедералПресс».
В центре спора – требование Росаккредитации к испытательным лабораториям проверять ввозимые автомобили по параметрам Приложения №8 Техрегламента Таможенного союза. Для праворульных машин из Японии ключевым стало соответствие света фар. В силу левостороннего движения в стране-производителе их фары настроены так, чтобы лучше освещать левую обочину, что не соответствует стандартам правостороннего движения. При этом переоборудование фар до выпуска авто в обращение законодательно запрещено.
Аналогичная проблема возникла с гибридами. Суд обязал лаборатории проводить замер выбросов на холостом ходу с помощью специальных приборов. Однако электроника гибридных автомобилей попросту не позволяет двигателю долго работать вхолостую, что делает корректное измерение невозможным. Таким образом, суд утвердил нормы, техническое выполнение которых для целого класса транспортных средств исключено их конструкцией.
Ситуацию усугубляет информационный вакуум. Текст судебного решения недоступен для ознакомления, так как заседание проходило в закрытом режиме. Минпромторг, ГИБДД и другие профильные ведомства не комментируют ситуацию, что порождает правовую неопределенность и панические настроения на рынке.
Экспертное сообщество пытается анализировать ситуацию без ключевого документа.
«Приложение №8 к техрегламенту всегда касалось только автомобилей, находящихся в эксплуатации. Никто никогда не проверял его при ввозе машин в Россию. Теперь лаборатории лишены аккредитации, а выполнить новые требования технически невозможно», – отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, передают «Вести: Приморье».
Нынешний кризис – не первое испытание для импортеров иномарок. С 2015 года, когда ввели обязательное оформление СБКТС, правила постоянно ужесточались:
Каждое из этих изменений буквально встряхивало рынок, но нынешнее решение суда ставит под сомнение саму возможность законного ввоза, а не просто удорожает его.
Потенциальный запрет ударит в самое сердце дальневосточного автопарка. По данным «Автостата», на начало 2025 года в России зарегистрировано 3,87 миллиона праворульных автомобилей, и 84 % из них сосредоточены в дальневосточных регионах и Сибири. Для 73 % жителей Дальнего Востока правый руль – это не экзотика, а повседневная реальность и зачастую наиболее доступный вид личного транспорта.
Коллапс рынка подержанных иномарок приведет к резкому удорожанию мобильности, обвалу стоимости существующих автомобилей и социальному напряжению. Альтернатива в виде новых леворульных автомобилей отечественного или китайского производства для многих жителей региона финансово недоступна.
Пока решение суда первой инстанции не вступило в силу. На 18 декабря назначено апелляционное слушание, от которого будет зависеть дальнейшая судьба правого руля в России.
Разрешение кризиса возможно несколькими путями:
В настоящее время дальневосточники ожидают, что ситуация разрешится благополучно. В противном случае регион, для которого правый руль стал частью идентичности, столкнется с беспрецедентным по своим масштабам автокризисом.
Фото: ФедералПресс / Анна Миронова