Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Утильсбор вступил в силу: россиянам назвали новые миллионные суммы на иномарки

Редакция «ФедералПресс» / Алиса Бойко
Приморский край
1 ДЕКАБРЯ, 2025

С 1 декабря в России вступил в силу обновленный порядок расчета утильсбора на импортные автомобили. Он стал самым заметным отраслевым событием конца года и фактически перестроил экономику параллельного импорта. Большинство популярных иномарок оказалось в числе недоступных: стоимость их ввоза выросла от нескольких тысяч рублей до миллионов. Что изменилось для автолюбителей с началом зимы, рассказывает «ФедералПресс».

Новая математика для владельцев иномарок

Обновленное постановление, вступившее в силу 1 декабря 2025 года, полностью отменило льготный утильсбор для машин мощнее 160 л. с., которые ввозят частные лица. Ранее владельцы платили 3,4 тысячи рублей за новые авто до трех лет и 5,2 тысячи – за более старые. Теперь расчет производится по ставкам, ранее предназначавшимся исключительно для коммерческих компаний.

Фактически стоимость утильсбора для многих моделей выросла в сотни раз – до сотен тысяч и даже миллионов рублей. Базовый тариф в 20 тысяч рублей умножается на коэффициент, зависящий от мощности двигателя, а для электромобилей учитывается 30-минутная пиковая отдача электромотора.

Таможенная пошлина при этом никуда не исчезла и продолжает рассчитываться по прежним параметрам.

Повторный рост с 1 января

Уже через месяц автовладельцев ждет новый виток подорожания: очередная индексация утильсбора произойдет 1 января 2026 года. В «Национальном автомобильном союзе» предупреждают, что ежегодные потери бюджета от этой реформы могут достигать 300 млрд рублей.

При этом первый вице-премьер Денис Мантуров ранее подчеркивал, что цель изменений – стимулировать локальное производство, а не закрыть рынок для зарубежных брендов. По его словам, такая политика соответствует международным практикам и направлена на укрепление отечественного автопрома.

Протест россиян

Инициатива стала одной из самых спорных за последние годы. С критическими оценками выступали и отраслевые эксперты, и профессиональные участники рынка. Министр финансов Антон Силуанов ранее указывал, что реформирование утильсбора может ежегодно снижать доходы бюджета более чем на 400 млрд рублей.

Когда документ появился для обсуждения на портале проектов нормативных актов, он побил рекорд по количеству официальных дизлайков – 132,3 тысячи против 695 лайков. Власти сдвинули дату вступления постановления на месяц, но содержание так и не изменили.

С приближением реформы россияне начали массово закупать подержанные иномарки. В октябре 2025 года на «серый» импорт пришлось 12 % рынка, а объем ввоза достиг максимума с апреля 2022 года. Таможни на Дальнем Востоке перешли на круглосуточный режим, пытаясь успеть оформить машины по старым правилам. Рост продаж новых автомобилей также оказался рекордным – 171,2 тысячи за месяц, максимум за 3,5 года. За три месяца фактические цены выросли на 20 % из-за исчезновения скидок и программ поддержки.

Какие модели попадают под удар

Сильнее всего изменения затрагивают популярные кроссоверы и седаны средней ценовой категории, которые россияне покупали за рубежом. Среди них – Hyundai Santa Fe, Palisade, мощные версии Tucson и Sportage, а также китайский Geely Monjaro, передает autonews.ru.

Сегмент подержанных автомобилей мощнее 160 л. с. тоже пострадает. Самыми востребованными в 2025 году были BMW 5 Series, Subaru Levorg, Kia Sorento и Carnival. В новых авто лидировали Geely Monjaro, Toyota RAV4, Highlander, BMW X3 и Geely Coolray.

Экономические последствия будут ощутимыми: дополнительный сбор для Toyota RAV4 с 2-литровым мотором в 2026 году приблизится к 900 тысячам рублей, а для BMW X5 – к 2,6 миллионам. Эксперты отмечают, что минимальный рост затрат наблюдается только для машин с двигателями до 2 литров и мощностью до 250 л. с.

По оценкам специалистов, доля альтернативного импорта моделей Toyota мощностью до 160 л. с. составляла всего 3,5–4 %, что делает сохранение льгот незначительным фактором для бренда.

Какие машины все еще можно ввозить

Несмотря на жесткие изменения, на рынке остается определенный набор моделей, которые можно ввозить по прежним ставкам. Среди них – Mazda CX-30 и CX-50 с 150-сильными моторами, Honda Vezel, Hyundai Elantra, Nissan Qashqai, а также базовые модификации BMW 3 Series и Audi Q3.

Ажиотаж вокруг «старых» ставок привел к историческому рекорду: только приморские таможни в ноябре оформили 58 465 автомобилей для личного пользования – вдвое больше, чем годом ранее. В последние сутки перед повышением тарифов officers регистрировали по 747 деклараций за несколько часов и выпускали более 2400 автомобилей в сутки.

Удар по внедорожникам и мощным кроссовера

По прогнозам аналитиков, самое резкое удорожание придется на автомобили мощностью 160–250 л. с., прежде всего – крупные кроссоверы и внедорожники. Среди наиболее пострадавших моделей эксперты называют Hyundai Tucson и Kia Sportage, для которых утильсбор превысит 750 тысяч рублей. Для Chery Tiggo 8 Pro Max он может достигать 842 тысяч, для Hyundai Palisade – более 2 млн, а для BMW X5 – почти 2,9 млн рублей.

Специалисты предупреждают, что автомобили, растаможенные до Нового года, будут продаваться по старым ценам, но без скидок и специальных программ. При этом машины, которые поступят после 1 января 2026 года, уже окажутся под действием проиндексированных тарифов.

Наибольший рост затрат, как отмечают в дилерских сетях, ожидается в сегментах электромобилей, гибридов и автомобилей с высокомощными двигателями.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова