Редакция «ФедералПресс» / Тамара Харчева
Санкт-Петербург
2 ДЕКАБРЯ, 2025
Городская улица всегда оживает благодаря торговле. Череда продуктовых магазинов, цветочных лавок, пекарен, банков и баров наполняет ее смыслом и содержанием. Но оно, как и все в этом мире, неизбежно меняется. И вот уже на месте популярного семейного кафе открыли ПВЗ, а вместо чебуречной, заставшей еще Брежнева, теперь сетевой шиномонтаж. О том, как меняется уличная торговля в Петербурге «ФедералПресс» поговорил с исследователем этой отрасли, доктором экономических наук и доцентом СПбГЭУ Александро Родионовым.
Александр Павлович, давайте сначала поговорим про предмет вашего исследования – что конкретно вы изучали?
— Я изучал, как менялся состав арендаторов торговых площадей на улицах Петербурга за последние несколько лет – с 2020-го по 2025-й, хотя за этим рынком я слежу уже больше 20 лет. Основные места, которые попали в фокус моего внимания, это территории возле станций метро, или мощные проспекты, или улицы, где проходит мощный пешеходный трафик. Такие локации лучше всего подходят для стрит-ретейла.
Каким был метод вашего исследования?
— Я вел наблюдение за торговыми площадками на тех местах в городе, про которые уже говорил. Также следил за делами на объектах моих знакомых, клиентов. Анализировал документацию и статистику компаний, которые арендуют площадки под торговлю. Это был анализ как небольших точек предпринимателей, так и крупных фирм.
Как рынок стрит-ретейла выглядел на самой ранней точке вашего исследования – в 2020 году?
— Пять лет назад намного более востребованными были помещения под банки. Они были одними из ключевых арендаторов. К такой группе можно отнести и магазины с цветами. Да, они и сейчас довольно распространены на улицах. Но в гораздо меньших масштабах, чем пять лет назад.
Какие же основные изменения на рынке стрит-ретейла в Петербурге произошли за последние пять лет?
— Стало намного больше пунктов выдачи заказов маркетплейсов во всех их выражениях. Многие помещения начали занимать склады, откуда курьеры забирают товар для развозки. Еще один тренд – безумное распространение в стрит-ретейле алкомаркетов. Такого их количества, как сейчас, не было еще пять лет назад. Драйвером для их открытия послужил приход и серьезное распространение сети «Красное и белое» в Петербурге и других регионах Северо-Запада России.
Одним из самых быстрорастущих сегментов являются аптеки – они крайне мощные арендаторы. Их число только растет, в доме может быть по две, а то и по три аптеки. На оживленном перекрестке их число может достигать и пяти.
Набирает обороты и стритфуд – все больше помещений отдается в аренду под кафе, пекарни или шаверму. Это связано с тем, что люди привыкают есть не дома. И кризисы, вызванные пандемией и событиями после 2022 года, радикально не отразились на этой отрасли. Стритфуд как развивался динамично пять лет назад, так и продолжает это делать.
Если же говорить про более ранний период, то в Петербурге был распространен такой формат заведений, как рюмочная. Люди могли туда прийти, быстро выпить спиртного и закусить, пойти дальше. Их было весьма много лет восемь-девять назад. Сейчас их практически нет, рюмочные заменяют барами.
Что эти тенденции в стрит-ретейле нам говорят об изменении привычек общества?
— Налицо развитие новых технологий. С этим, например, и связан уход многих офисов банков с улиц города, потому что они перешли к мобильному виду эксплуатации – когда все необходимые операции можно сделать при помощи телефона. Идти в отделение для этого уже не нужно.
Люди теперь также отдают предпочтение покупке товаров на маркетплейсах, нежели в офлайн-магазинах. В этом есть плюс с точки зрения развития технологий. Но для стрит-ретейла это тревожный знак, так как арендаторы теряют крупных арендодателей с хорошей выручкой – те же банки. А ведь раньше они снимали топовые локации с дорогими помещениями. Потому что банк не может сидеть на какой-то маленькой улочке за углом, где его не видно. ПВЗ же в таком размахе не нуждаются – они могут открываться и не на фасаде, а с радостью сядут где-то во дворе, где дешевле. Вопрос арендной платы является для них принципиальным. ПВЗ не могут отдавать за аренду слишком много. Они берут количеством точек и плотностью, но не объемом локаций. И люди все равно к ним пойдут.
Еще одно изменение связано с логистикой покупок. Если раньше люди ехали закупаться разными товарами в центр и проводили много времени там. Из-за этого торговля в центральных районах развивалась более активно. В последние пять лет динамика ровно обратная. Люди экономят свое время и хотят покупать все, что им необходимо, у себя на районе. Это связано и с пробками, и с забитыми парковками в центре, и со временем на дорогу. Сейчас практически во всех районах Петербурга создана инфраструктура для торговли, там можно купить практически все.
Десятилетия назад горожане целенаправленно ехали закупаться не только в центр, но и на рынки. Что происходит с этими торговыми площадками в Петербурге?
— Они переформатировались. Какие-то из них превратились в аналоги фермерских современных ярмарок, где благоустроена площадка, товары более качественные и натуральные, красиво выложенные. Но при этом и более дорогие по сравнению с супермаркетами.
Вторая тенденция связана с тем, что рынки переделывались под фудкорты. Например, Московский или Василеостровский. Такое преобразование вроде ждет и рынок на Черной Речке.
А есть ли будущее у рынков старого формата?
— Например, на Удельной работает рынок блошиного типа, куда люди приезжают продать что-то из личных вещей. Он существует с начала девяностых, и у него сформирован свой имидж. Как и у рынка «Юнона» в Автово. Не так давно проезжал мимо него и видел, что народ туда идет. Мне кажется, что такие рынки будут востребованы, хоть и поколения меняются. Они привлекают горожан дешевизной овощей и фруктов – и, что мне кажется важным, особенными впечатлениями. Это другие эмоции, другой контакт с продавцом, более честный. И многие люди от этого кайфуют.
Как изменения стрит-ретейла влияют на востребованность кадров для этой отрасли?
— Кадров не хватает, это общая проблема для всех ответвлений стрит-ретейла. Сетевые компании для этого, к примеру, ставят автоматы в зал, чтобы покупатели могли сами совершить покупку без участия живого продавца. Это позволяет частично нивелировать последствия нехватки специалистов.
Больше всего кадров не хватает аптечным сетям, где фармацевтов большой дефицит. Это мешает расширению числа точек, потому что не найти сотрудников под уже найденное подходящее помещение. Аптечные сети привлекают специалистов из Ленобласти и соседних с Петербургом регионов. Некоторые компании открывают техникумы для обучения фармацевтов, чтобы брать выпускников к себе на работу.
А что происходит с торговыми центрами в Петербурге? Какой там поток людей?
— Проблемы у собственников ТЦ есть. Серьезно упала посещаемость торговых центров, серьезно выросли налоги на недвижимость. При этом люди просто не видят смысла туда ходить, потому что теперь сильно развита онлайн-торговля.
Думаю, новые ТЦ будут открываться, но именно в новых районах, где они необходимы. Но и переформатирование тоже будет. В словосочетании «торгово-развлекательный центр слово «развлекательный» будет приобретать все большее значение. Люди будут идти туда за впечатлениями, активностями. Например, в одном из петербургских ТЦ открыли водный центр. И туда сразу поехало огромное количество людей, в первый же месяц посещаемость выросла. При этом выросла выручка на 30 % и у других магазинов в торговом центре, потому что после развлечений люди заходили и что-то покупали.
Еще одна ваша профильная тема – конкуренция Москвы и Петербурга за кадры. А Северная столица хоть в чем-то выигрывает в этом состязании?
— Буквально на днях мне попалось одно исследование, авторы которого подсчитали, что число людей, которые уезжают из Петербурга в Москву, в несколько раз меньше тех, которые, наоборот, переезжают из столицы в город на Неве. Это обусловлено не только динамикой, когда люди хотят жить в Петербурге из-за более спокойной, расслабленной атмосферы. Влияют и цены – в Москве все намного дороже. Особенно недвижимость, стоимость которой в столице в разы выше. Хоть там и открывают метро не по станции, а целыми ветками. Это очень круто. Но в остальном жить там сложнее.
А фактор зарплат влияет?
— Все понимают, что да, в Москве зарплаты больше. Но там и расходы существенно выше. Стоимость тех же развлечений намного дороже. Поэтому специалист может получать больше, но и траты его увеличиваются. В итоге получается примерно одинаковая ситуация – что в Москве, что в Петербурге.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Татьяна Буторина