Редакция «ФедералПресс» / Дружинина Ольга
Свердловская область
2 ДЕКАБРЯ, 2025
Свердловские диабетики вынуждены ежедневно считать не только хлебные единицы, но и тест-полоски или иглы для шприц-ручек: с осени 2025 года в регионе вновь наблюдаются перебои с обеспечением ими пациентов с этим хроническим заболеванием. Фразы «в аптеке нет», «лимиты исчерпаны», «ожидайте в следующем квартале» становятся привычным фоном жизни для тех, чье здоровье напрямую зависит от регулярного мониторинга и ввода инсулина. Подробности ситуации – в материале «ФедералПресс».
«Перебои с обеспечением расходниками для диабетиков наблюдаются постоянно. Никогда нельзя быть уверенным, что в аптеке будет все необходимое. В январе был только инсулин и огромные очереди в аптечные киоски, которые выдают препараты по льготным рецептам. В очередях больные со стажем говорили, что такое происходит ежегодно: препараты, иглы, тест-полоски заканчиваются, а новых поставок приходится ждать. Так, тест-полоски для измерения сахара крови я смогла получить только в феврале», – рассказала «ФедералПресс» пациентка с сахарным диабетом из Екатеринбурга.
В ноябре свердловские врачи начали говорить своим пациентам, что «наступил конец года и лимиты исчерпаны». При этом терапевты уверяют, что выписку необходимого секвестирует сама единая компьютерная программа: нет в наличии. Так, вместо двух шприц-ручек для «короткого» и «длинного» инсулина выдается одна, да и эту очень рекомендуют использовать года два, потому что, возможно, менять будет не на что. Само качество изделия (адрес изготовителя – город Екатеринбург) оставляет желать лучшего – ломкая пластмасса быстро крошится от давления поршня. Как сообщили «ФедералПресс», в одном из новых упакованных изделий пациент обнаружил чужой черный волос.
«Терапевты говорят о том, что лимиты по обеспечению нас тест-полосками, иглами, шприц-ручками в 2025 году исчерпаны. Якобы изменения внесены в саму электронную систему выписки, она просто не дает возможность выписать необходимое или сделать это в достаточном количестве», – рассказывают свердловские пациенты.
Лимит – это предельный объем финансирования, заложенный на определенный период (чаще всего квартал) для конкретной медицинской организации или территории. Это жесткая рамка, за которую обычно нельзя выйти, поскольку речь идет о финансировании.
Формирование лимитов – процесс многоступенчатый. Он начинается с расчетов потребности, которые проводят лечебные учреждения, основываясь на своих списках пациентов. Далее эти данные проходят согласование на уровне муниципалитета, где вполне могут быть скорректированы, и наконец переходят на уровень региона, где вновь обсчитываются и согласовываются. Здесь может возникнуть противоречие между реальной потребностью и ограниченным бюджетом.
Между тем количество диабетиков в Свердловской области ежегодно растет. Согласно данным самого регионального минздрава, число таких пациентов ежегодно увеличивается примерно на 2 %. От момента постановки диагноза до внесения в список на финансирование могут пройти недели и месяцы.
Врач выписывает льготный рецепт, но он превращается в бесполезную бумажку. Пациент оказывается в ловушке: он юридически, согласно федеральному и региональному законодательству, имеет право на обеспечение, но фактически получить его не может.
Очевидно, что такая ситуация может спровоцировать людей на рискованные действия: сокращение частоты измерений сахара, многократное использование игл ведет к травматизации кожи, инфицированию и в конечном счете к неэффективному контролю над болезнью и тяжелым осложнениям.
«В январе я получила упаковку игл для шприц-ручек в количестве 100 штук. В инструкции к ним черным по белому написано, что иглу нужно менять перед каждой инъекцией. Мне нужно минимум 4 укола в день, остальные инъекции – по потребностям. Врач сказал: тяните эту упаковку минимум на год, больше не дадим», – говорит пациентка с сахарным диабетом из Екатеринбурга.
Женщина отмечает: проблема в том, что инсулиновые иглы очень тонкие, чтобы они могли максимально безболезненно входить в ткани. Тупятся такие иглы очень быстро, и если их использовать многократно, то это приводит к травматизации кожи, боли, инфицированию, формированию воспалений на месте инъекций. Между тем диабетики особенно подвержены всем видам инфекций: под постоянным воздействием глюкозы сосуды и ткани травмируются. Очевидно, что советы «тянуть упаковку на год» могут нанести прямой вред здоровью пациентов. Тем временем стоимость такой упаковки в аптеках уже перевалила за полторы тысячи рублей – немалая сумма, если учесть и другие траты диабетиков.
Диабетик может рассчитывать на компенсацию лишь части расходов. Таким пациентам постоянно нужны: глюкометр (в среднем 1000–1500 рублей), ланцеты к нему (около 500 рублей за 20–25 штук), шприц-ручки (самые дешевые 1200 рублей за шуку), тест-полоски (1700 рублей за стандартную упаковку). При этом в большей части аптек нет в продаже шприц-ручек, их можно купить онлайн.
Кроме того, без регулярного и точного самоконтроля с помощью глюкометра и тест-полосок управление диабетом становится игрой вслепую. Пациент вводит инсулин, не зная точных исходных цифр сахара и не понимая, как на него повлияла пища или физическая активность. Это неизбежно ведет к колебаниям глюкозы в крови – от опасных гипергликемий до жизнеугрожающих гипогликемий. Риск острых осложнений, таких как гипогликемическая кома или кетоацидоз, возрастает многократно.
Постоянно повышенный уровень сахара разрушает организм изнутри. Это прямой путь к микро- и макрососудистым осложнениям: слепоте (диабетическая ретинопатия), почечной недостаточности (нефропатия), гангрене и ампутациям стоп (синдром диабетической стопы), инфарктам и инсультам. Об этом говорят все врачи без исключения, как и о необходимости постоянного и неусыпного контроля за уровнем глюкозы в крови, для чего и нужны в достаточном количестве расходные материалы.
Помимо вреда для самого пациента, лечение тяжелых осложнений хронических заболеваний, оплата госпитализаций, операций и инвалидностей может лечь дополнительным бременем на бюджет.
«Льготный рецепт на получение тест-полосок мне выписали 21 ноября. Уже тогда в аптеках их не было. Нет и сейчас, а провизор говорит, что, скорее всего, тест-полосок уже не будет до конца года. В январе получить тест-полоски также маловероятно, потому что практически полмесяца являются праздничными днями, а затем нужно ждать поставок. У диабетиков в Екатеринбурге есть и другие проблемы. Например, мне нужно сдать анализы крови, но 2 декабря запись велась только на 22-е число текущего месяца. Стоит ли говорить об оперативном мониторинге состояния пациента с хроническим заболеванием?» – рассказывает пациент из центра Екатеринбурга.
Свердловская область – крупный регион с высокой долей населения, имеющего право на льготы. Немалая часть льготников страдает сахарным диабетом.
«В Свердловской области в 2025 году насчитывается 180 тысяч пациентов с сахарным диабетом. Еще пять лет назад их было 150 тысяч, наблюдается ежегодный прирост по этой категории. Диабет 2-го типа зачастую имеет скрытое течение, реальная цифра гораздо больше. Официально диагноз поставлен 170 тысячам свердловчан, это, как правило, люди старше 45 лет. Пациентов 1-го типа в Свердловской области около 10 тысяч человек», – отметила главный внештатный эндокринолог взрослого населения Министерства здравоохранения Свердловской области Светлана Замотаева.
Врачи-эндокринологи называют диабет сложным и многофакторным заболеванием, «тихим убийцей». Он требует не разовой помощи, а ежедневного, рутинного и дорогостоящего контроля. Отлаженное снабжение тест-полосками, шприц-ручками и иглами – это не прихоть пациентов или их привилегия, а базовое условие для сохранения жизни и трудоспособности тысяч граждан.
Светлана Замотаева подчеркивает, что количество шприц-ручек не регламентируется, оно исходит из назначенной дозы инсулина. Сколько назначается инсулина, столько инсулина и выписывается.
«Проблем с обеспечением инсулином в нашей области нет. В плане других расходников, в основном это тест-полоски, ситуация различна, потому что есть проблемы закупа на сегодняшний день. Обеспечивается 100 % лекарственными препаратами, а обеспечение расходниками страдает из-за финансирования, из-за того, что есть, конечно, некоторые проблемы. В любом случае, мы, конечно, стараемся выписывать тест-полоски по назначению врача. Какая схема самоконтроля назначена, та схема, желательно, должна обеспечиваться», – признает проблему эндокринолог Светлана Замотаева.
«ФедералПресс» сделал запрос в министерство здравоохранения Свердловской области и получил официальный комментарий по сложившейся ситуации.
«Министерством здравоохранения Свердловской области для обеспечения льготных категорий граждан в 2025 году необходимые медицинские изделия, в том числе тест-полоски, закуплены в достаточном количестве. В настоящее время на складе ГАУ СО «Фармация» и в аптеках имеются тест-полоски к шести наименованиям глюкометров. Перебоев в обеспечении нет. Количество тест-полосок для определения глюкозы в крови определяется лечащим врачом, исходя из характера и тяжести течения заболевания», – говорится в ответе регионального минздрава.
«ФедералПресс» ранее сообщал, что Свердловская область столкнулась с эпидемией детского ожирения, которое является одним из главных факторов развития диабета. Кроме того, мы регулярно информировали о проблемах с обеспечением расходными материалами, на которые регулярно жалуются пациенты с этим тяжелым заболеванием.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Дружинина, Елена Майорова