Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
4 ДЕКАБРЯ, 2025
2 и 3 декабря в Москве прошло одно из знаковых событий для представителей политических профессий – ежегодный конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Ключевой темой обсуждения, как на сцене, так и в кулуарах, стали думские выборы следующего года и роль в них социальных архитекторов – политических менеджеров новой волны. За ходом Конгресса наблюдал корреспондент «ФедералПресс».
Конгресс РАПК традиционно посвящен не только подведению итогам уходящего года, но и планам на будущее. Тем более что 2026 год ознаменуется важной вехой для всего профессионального сообщества – федеральной кампанией в Государственную думу нового созыва. В этот раз она коснется и новых регионов, которые будут выбирать своих представителей в нижней палате парламента, и вызовов для партий: на повестке остро стоит роль «партии номер два».
Но наибольшее влияние на кампанию окажут так называемые «внешние» факторы: перспективы специальной военной операции и санкционное, а следовательно, и экономическое давление. Так, глава ВЦИОМ Валерий Федоров обрисовал четыре сценария выборного контура в квадрате: мир – война и экономический рост – экономическая стагнация.
Реализация одного из этих сценариев и будет тем фундаментом, на котором выстроится вся кампания. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты согласились, что несмотря на высокую консолидацию общества, выборы будут проходит под серьезным как внешним, так и внутренним давлением: помимо экономических факторов, есть недовольство миграционной политикой, запретительными мерами и ростом налогов.
«Рейтинг президента и правительства высокий, можно говорить о высокой консолидации. Именно эту консолидацию наши враги и будут пытаться нарушать: бить по экономике и наращивать санкции», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» на полях Конгресса политтехнолог, президент РАПК Фирдус Алиев.
По его словам, политические менеджеры видят потенциально острые точки и готовятся к ударам по ним извне. «Будут раздуваться все конфликты в обществе: социальные, миграционные», – поясняет собеседник агентства.
К точкам социальной напряженности он отнес в первую очередь рост социального неблагополучия – именно это должно стимулировать людей участвовать в избирательном процессе. «Низкое благосостояние отдельный категорий граждан остается проблемой, мигранты – история ситуативная: чем крупнее центр, тем больше там сосредоточено мигрантов и больше возможностей для социальных конфликтов», – рассказал Алиев.
Несмотря на это, политтехнолог Алексей Васильев уверен, что кампания пройдет спокойно и без эксцессов. «Не думаю, что кампания следующего года будет сильно выделяться. Общество уже четвертый год сильно сплочено. Важный момент, что кампании этого года показали рост явки, и думаю, что тенденция сохранится: граждане не только поддерживают политику государства, но и голосуют за нее», – рассказал он «ФедералПресс» во время Конгресса.
Контур думской кампании следующего года в своем выступлении озвучил начальник управления Администрации президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев. По его словам, и избирателей, и политических менеджеров ждет «большая политическая история». «2026 год – это множество политических проектов. В первую очередь, выборы в Государственную думу, будут выборы как минимум 10 губернаторов, 39 законодательных собраний. Массированные выборы депутатов», – рассказал представитель администрации президента.
Что касается следующего созыва Госдумы, она также будет состоять из 450 депутатов: 225 по спискам и 225 по одномандатным округам. Однако 7 депутатов-одномандитников будут выбраны из новых регионов: три из ДНР, два из ЛНР и по одному от Херсонской и Запорожской областей. «Несколько миллионов человек впервые будут участвовать в выборах Государственной думы. Подросли юноши и девушки «бэби бума», а к ним добавятся избиратели новых регионов», – пояснил Харичев.
Важным, по его словам, остается и влияние внешних факторов: от окончания СВО, тяжести санкций и экономической ситуации. «Это два детерминирующих фактора, которые будут определять кампанию», – подчеркнул Харичев.
Кроме того, на избирательный процесс серьезное влияние окажет меняющаяся информационная реальность: новые каналы коммуникации, использование искусственного интеллекта. Что касается многодневного и дистанционного голосования, эти технологии сохранятся для удобства граждан.
Не обошли участники Конгресса стороной и риски главной кампании – с этой темой на панельной дискуссии выступил член правления РАПК, президент холдинга «Минченко консалтинг», директор Центра социальной архитектуры МГИМО МИД России Евгений Минченко. Он обрисовал целый контур внешних и внутренних факторов, которые могут «раскачать» политическую ситуацию так, что выборы пройдут неожиданно для политических менеджеров.
Среди таких проблем он отмечает:
Кроме них Минченко выделяет целый ряд внутренних проблем: социальная напряженность из-за дефицита бюджета и проблемы частной собственности, сложности бизнеса и ограничения, которые рушат привычный образ жизни россиян.
На Конгрессе выступили и представители политических партий, озвучив свои планы на борьбу за места в парламенте.
««Единая Россия» намеревается быть первой в каждом субъекте. KPI на кампанию: безоговорочная победа на выборах в Думу с фракцией конституционного большинства, победа кандидатов в губернаторы от партии в первом туре, фракции большинства в заксобраниях и в административных центрах, легитимность выборов», – рассказал заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Перминов.
Отметим, что первое место «Единой России» не оспаривается ни экспертами, ни представителями других партий. Однако КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» одновременно заявили о своей борьбе за «серебро» на выборах. Каждая партия собирается следовать выбранной стратегии и бороться за голоса избирателей.
Что касается самого хода кампании, эксперты считают, что она позволит россиянам продемонстрировать беспокоящие их проблемы и станет сигналом для власти на будущее. «Если на президентской кампании люди голосуют за государство в целом, выборы депутатов в Госдуму позволяют людям «просигналить», что у них болит, что им не нравится, что их беспокоит», – пояснил Фирдус Алиев.
Поэтому избиратели будут всерьез прислушиваться к партийным программам, стараясь найти там созвучие их реальных повседневных проблем. Кроме того, в каждом регионе есть своя специфика, которая также отразится на выборах. «Это федеральная кампания, она будет примерно одинаковая по всей стране. Есть специфика региональная: в приграничных регионах – боевые действия, на Дальнем Востоке – утильсбор», – считает Алексей Васильев.
Уходящий год ознаменовался знаковым событием для сообщества политических консультантов: появлением социальных архитекторов. Новой профессии и проведенному недавно всероссийскому конкурсу социальных архитекторов были посвящены как дискуссии в официальной программе Конгресса, так и кулуарные разговоры. Если еще полгода назад злые языки язвили, что появление «соцархов» станет закатом политтехнологий, то избирательные кампании 2025 года продемонстрировали обратное: проекты социальной архитектуры прекрасно дополняют работу политтехнолога. Как искусственный интеллект стал дополнением и набором недоступных ранее возможностей для политического консультанта, так и развитие социальной архитектуры открывает политтехнгологам новые горизонты. «Социальная архитектура строится из запросов государства и внешних и внутренних угроз. Социальный архитектор работает и с тем и с другим. Социальные проекты – это то, что на выборах вызывает доверие больше, чем прямая агитация и пропаганда, от которых избиратель уже устал», – рассказала в беседе с корреспондентом политконсультант и победитель конкурса социальных архитекторов Мария Сергеева.
Социальная архитектура не ограничивается выборами и электоральными циклами, работает вдолгую и круглогодично. «За счет этого рынок для политтехнологов расширяется и открывает новые возможности для реализации своего потенциала», – считает Сергеева.
Избирательную кампанию можно разделить на два этапа: агитация и мобилизация. Конечно, социальная архитектура не может заменить мобилизацию, но работает на агитацию намного лучше. «Хорошая политическая гонка выигрывается еще на старте, и если кажется, что выборы безальтернативны – на кампании работают профессионалы очень высокого уровня. Хороший политтехнолог в своей работе незаметен», – считает Мария Сергеева.
С такой позицией согласились все собеседники «ФедералПресс». Несмотря на все новшества политических кампаний, профессия политтехнолога жива и привлекает все больше новых креативных кадров. «Профессионал может увлечь публику. Хороший политконсультант работает на запросах жителей, понимает, что их беспокоит. Как создать нужную эмоцию или погасить ненужную», – подчеркивает Фирдус Алиев.
Хороши те политтехнологи, которые могут программу партии упаковать в красивую и интересную формулу. «Когда подходят формально: надо сделать листовку, надо провести встречу – это и приводит к мысли о ненужности политконсультантов. Мы же заинтересованы в том, чтобы люди у нас работали креативные», – заключил президент РАПК.
Фото: ФедералПресс / Матвей Тырышкин