Редакция «ФедералПресс» / Яна Лазарева
Магаданская область
19 ДЕКАБРЯ, 2025
В этот день почти 80 лет назад – 19 декабря 1947 года – в Нагаевской бухте Магадана произошла крупнейшая катастрофа в истории дальневосточного пароходства. В морозное утро на сухогрузе «Генерал Ватутин», стоявшем в трехстах метрах от причала, вспыхнул пожар, за которым последовали два мощных взрыва, приведшие к масштабной трагедии.
Руководитель поисковой группы Руслан Кауцман описывал, что в тот день примерно в 10:10 утра «Генерал Ватутин» приблизился к кромке льда напротив причалов Нагаевского порта на расстоянии около 300 метров и начал разворачиваться кормой к порту.
«Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангоуты», – приводит его слова MagadanMedia.
Объятый пламенем «Генерал Ватутин» начал дрейфовать в сторону пирсов, двигаясь по направлению к танкеру «Советская нефть». Капитан пытался развернуть судно и вывести его из акватории порта.
В 10:25 на пароходе произошел мощнейший взрыв, от которого сдетонировали капсюли-детонаторы, хранившиеся в носовой части стоявшего рядом парохода «Выборг». В результате оба судна практически одновременно затонули. Как отмечает Кауцман, ни один член команды «Генерала Ватутина» не выжил, а их тела так и не были обнаружены.
Последствия чудовищного взрыва уничтожили все деревянные склады, навесы и прочие постройки в порту. Раскаленные обломки и горящие обшивки, разбросанные по территории, спровоцировали 12 отдельных пожаров в самом порту и вызвали семь торфяных возгораний на прилегающей сопке. Полностью сгорели семь складов, хотя остальные складские помещения и нефтебазу удалось отстоять. Пожарные расчеты ликвидировали огонь к 16:00 того же дня.
По словам Кауцмана, в результате трагедии погибли около 100 человек, а материальный ущерб оценили в 116 миллионов рублей. Для расследования причин катастрофы сразу после взрыва были созданы несколько комиссий, в том числе особая комиссия из Москвы, которая работала в Магадане с 23 декабря 1947 года по 13 января 1948 года. Ее выводы, согласно имеющимся данным, были засекречены и хранились в личном архиве Иосифа Сталина.
Спустя четыре дня после трагедии военные водолазы исследовали дно бухты на месте гибели «Ватутина». Мощность взрыва была такова, что на дне образовался котлован размером 100 метров в длину, 40 метров в ширину и 7 метров в глубину. В пределах этого кратера и на прилегающей территории радиусом до 150 метров водолазы обнаружили разбросанные обломки парохода.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова