Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Соцсети как новая реальность для подростков: что мы о ней знаем и как защитить детей

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Москва
16 ЯНВАРЯ, 2026

Современные школьники много времени проводят в интернете и знают о нем нередко больше, чем родители, и даже больше, чем преподаватели информационной безопасности. Технологическая продвинутость детей несет свои риски — от активности мошенников до кибербуллинга. Как устроен мир социальных сетей для подростков, какие угрозы и возможности в нем скрыты, как защитить ребят и что государство уже делает в этом направлении, — изучил «ФедералПресс».

Поколение, не похожее ни на кого

Современная молодежь принципиально отличается от предыдущих поколений. Основными каналами получения информации для нее являются социальные сети и мессенджеры. Согласно исследованию, проведенному Минпросвещения РФ и Институтом изучения семьи, детства и воспитания, в 2025 году четверть представителей молодежи проводили здесь не менее пяти часов в день, а 60 % из них назвали соцсети основным источником информации о мире. Наиболее популярными в этой среде оказались Telegram и «ВКонтакте», которыми пользуются в среднем соответственно 85 % и 70 % опрошенных.

«Значимым отличием современных подростков становится и глобальная социализация. Для них практически отсутствует граница между реальным и виртуальным мирами. Поколению, для которого появление «Аськи», модема и сайтов было чем-то необыкновенным, это в новинку, а следующему поколению, которое росло уже с большим доступом в Интернет, это является обыденностью с самого рождения. Именно поэтому большую часть времени подростки проводят в гаджетах и в глобальной сети: там они общаются с друзьями, создают личные страницы, бренды, рассказывают о себе — это их способ формирования своей идентичности, нахождения друзей и самопрезентации через контент», — рассуждает в беседе с «ФедералПресс» клинический психолог Евгения Оробинская.

Психолог обращает внимание, принципы общения у молодежи заметно изменились в условиях технологического прогресса. Казалось бы, речь идет об упрощении коммуникации, однако фактически она во многом усложняется: подростки всё время на связи, но у них теряется ощущение свободного пространства, будто нет места для того, чтобы побыть одному.

«В реальности подмена живого общения приводит к тому, что подросткам очень трудно строить любой вид отношений — им есть о чем переписываться, но не о чем поговорить, когда они встречаются. В силу этого возникает много неловкости, смущения, и хочется снова «спрятаться» за экран», - добавляет Оробинская.

Разговаривать по-новому

Особенности восприятия информации молодыми людьми используются и авторами контента. Это непростая задача, потому что молодежь является сегодня самой требовательной аудиторией, рассказал «ФедералПресс» интернет-технолог Владимир Курков.

«С одной стороны, клиповое мышление требует яркости, емкости, краткости; с другой — молодые люди готовы часами слушать сверстников, сидящих и говорящих через экран. Блогеры стали звездами, полноценными кумирами, их аудитории нередко превышают аудитории телеканалов. В молодежной среде мгновенно и массово распространяются присказки, крылатые выражения, мемы. Искусственный интеллект (ИИ) многократно увеличил скорость их возникновения и распространения, делая их частью повседневной жизни — от игр до сувенирной продукции», - поделился он.

При этом под особенности молодежного восприятия адаптируется сегодня не только коммерческий, но и социальный контент. В качестве примера технолог привел проект «Столица Сибири — Родина Героев». Речь идет о серии коротких и пронзительных видеороликов, где с помощью ИИ были «оживлены» герои Великой Отечественной войны, и они рассказывали о своих судьбах от первого лица.

«И это сработало. Наибольший отклик у молодежи вызвали истории героев, близких им по возрасту», - отметил он.

Проект показал хороший результат. В Тиктоке ролики проекта набирали сотни тысяч просмотров и тысячи комментариев и лайков. В соцсетях почти половина комментариев к этим роликам (45%) были от пользователей до 30 лет, тогда как обычно доля комментариев от этого сегмента аудитории не превышает 20%. Сибиряки делились историями со своими детьми, рассказывает Курков.

Скрытые угрозы

Вовлеченность молодежи в социальные сети нередко используется злоумышленниками. Им не составляет большого труда изучить страницу ребенка в соцсетях, узнать о его интересах, круге общения и родственниках, а затем использовать информацию, чтобы втереться в доверие, изобразив близкого по духу человека.

Один из ярких примеров — дропперство, когда подросток становится звеном мошеннической схемы. То есть ему предлагают передать данные карты или онлайн-банка посторонним людям за вознаграждение.

«Важный момент – средний возраст дропперов в этом году сместился на три года. Если раньше в основном это была молодежь 17-20 лет, то сейчас —14-17 лет. То есть с того момента, как ребенок сам может завести банковскую карту, он становится уязвим. Родителям это важно понимать. Прежде, чем давать ребенку письменное согласие на выпуск карты (а без него банк ее не выпустит), нужно проговорить все правила безопасности. В том числе, про дропперство и его последствия», — поделился с «ФедералПресс» заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Павел Вернер.

Государство со своей стороны ведет работу, чтобы обезопасить подрастающее поколение от угроз, исходящих от всемирной сети. Например, проводя в школах уроки информационной безопасности. Выступают здесь не только учителя.

«Все чаще встречаются подростки, которые достаточно много знают о кибербезопасности. Бывают случаи, когда действительно они рассказывают лектору какую-то интересную информацию. Например, они очень продвинуты в онлайн-играх, в возможностях искусственного интеллекта и криптовалюте», - поделился своим опытом Павел Вернер.

Замглавы Сибирского ГУ Банка России рассказал, что дополнительная польза от этих встреч - узнать из первых уст, как и где мошенники выходят на подростков.

«Мы не строим иллюзий, что после наших лекций дети обретут неуязвимость против мошенников. Нет. Наша задача дать им «оружие» против мошенников – знания. А распорядиться ими можно по-разному: кто-то выйдет и забудет, а кто-то пойдет и почитает дополнительную информацию. Поэтому на вопрос: «Что нового вы узнаете от подростков?», я отвечу — мы учимся мыслить, как они», - резюмировал он.

Как рассказал «ФедералПресс» министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин, в регионе реализуется несколько проектов уроков информационной безопасности, инициированных как на федеральном, так и на краевом уровне: «Урок цифры», «День цифры», «Школа инфобезопасности» и «Цифровой ликбез». Спикером на таких встречах был и сам министр.

«Дети активно участвуют в уроках, задавая вопросы и демонстрируя высокую осведомленность в теме ИТ-технологий. Особенно часто ребята касаются темы ИИ. Они задают как трудные философские вопросы – можно ли считать искусственный интеллект личностью, так и прикладные — какие виды мошенничества могут быть созданы при помощи технологий ИИ, и как можно обезопасить себя и родных от киберпреступников. Очень приятно видеть такую реакцию и неподдельный интерес ребят на уроках», – министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин.

Главное - доверие

Специалисты отмечают, что цифровизация общения подрастающего поколения имеет и положительные, и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести возможность получить поддержку тем детям, у которых есть проблемы со здоровьем, ограничена мобильность или нет сверстников по интересам в реальной жизни. Помимо того, доступ к огромному массиву информации ребята могут использовать для саморазвития и творчества. Не менее важно и то, что описываемая ситуация формирует у подростков хорошую адаптивность подростков к современному миру.

Однако у всего этого есть своя оборотная сторона. Исследование Всемирной организации здравоохранения в 2024 году показало, что у 11% подростков выявлены признаки проблемного использования социальных медиа, причем среди девочек этот показатель выше. Проблема и в чрезмерной увлеченности компьютерными играми, и в психологических проблемах из-за невозможности фильтровать контент.

«Особенно уязвимы подростки к такому явлению, как кибербуллинг или деструктивный контент, а также к травле и пропаганде, которая может провоцировать опасные формы поведения. Это минус цифровой среды в том числе потому, что у подростков мало опыта и они очень подвержены любому влиянию, особенно в период подростковой сепарации и бунта против родителей», — поделилась Евгения Оробинская.

Психолог уверена, в этих условиях перед родителями стоит непростая задача. С одной стороны, им нельзя быть безразличными к этой проблеме, с другой — чрезмерное давление, жесткие запреты и карательные меры в отношении гаджетов оказываются неэффективными. Отключение интернета, изъятие устройств или использование запрета доступа к цифровой среде в качестве наказания не работают, особенно в условиях крупных городов, где Wi-Fi доступен практически повсеместно. Такие меры лишь формируют протестное поведение и развивают у подростка навыки обхода запретов, скрытности и обмана.

«Задача родителей заключается не в тотальном контроле использования гаджетов, а в обучении, диалоге, формировании доверия, границ и навыков саморегуляции. Именно эти факторы снижают риски и помогают подростку безопасно и осознанно существовать как в реальном, так и в цифровом пространстве», — резюмировала она.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, ФедералПресс / Ольга Юшкова, ФедералПресс / Елена Майорова