Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
16 ЯНВАРЯ, 2026
Параллельный импорт товаров в Россию сокращается. В 2025 году это было связано с ростом поставок из дружественных стран, развитием отечественного производства, а также возвращению части зарубежных компании к прямым поставкам товаров в Россию. «ФедералПресс» разбирался, какие сферы параллельного импорта показали спад и чего ожидать в будущем.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что в нашей стране наблюдается устойчивое снижение параллельного импорта. В начале 2025 года объем поставленных товаров в рамках этого механизма составил 2,39 миллиарда долларов в месяц, а к октябрю 2025 года – лишь 2 миллиарда долларов.
«Такое снижение связано с развитием собственных производственных мощностей и наличием альтернатив из дружественных стран, чьи товары постепенно замещают традиционные бренды», – сказал министр.
Он добавил, что власти будут последовательно добиваться снижения объема параллельного импорта, выстраивая нормальные правоотношения с зарубежными правообладателями.
На снижение объемов параллельного импорта обратил внимание и председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. «Если взять 9 месяцев 2024 года, то это было порядка 45 миллиардов долларов, а в 2025 году показатель снизился до 33–35 миллиардов долларов», — сказал он.
Российские власти обновляют перечень товаров, ввозимых по параллельному импорту, раз в квартал. Из него убирают успешно импортозамещенные товары или те, чьи иностранные производители решили официально поставлять продукцию в Россию.
В 2025 году Минпромторг исключил из перечня часть зарубежной электроники – смартфоны, ноутбуки и компьютеры ряда брендов. Одновременно усилился контроль над «серым» импортом. Снижение поставок произошло также в сегменте промышленного оборудования (реакторы, котлы, механические устройства – двигатели, турбины, насосы). Причина – локализация производства в РФ и поставки из дружественных стран, включая Китай и страны ЕАЭС.
Аналогичная ситуация сложилась с автомобильными компонентами ряда корейских брендов, которые импортозаместили отечественные компании. Уменьшился параллельный ввоз товаров массового производства: косметики, бытовой химии и парфюмерии – за счет роста российских производителей.
Несмотря на общую тенденцию к снижению, рост параллельного импорта зафиксирован в сфере потребительской электроники (смартфоны), алкоголя, производственного и лабораторного оборудования. Одним из ключевых остается ввоз автомобильных запчастей, даже несмотря на исключение ряда брендов из перечня. Логистические компании отмечают спрос на запчасти для BMW, Mercedes, Toyota и корейских автопроизводителей. Такие товары ввозят через Турцию, Казахстан, ОАЭ и Китай с наценкой 20–60%.
В Россию активно ввозят по параллельному импорту лекарства. Только в первом квартале 2025 года поставки из ЕС (включая параллельный импорт) составили 28 000 тонн продукции, увеличившись в денежном выражении на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Они составили 210 млрд рублей. Популярно также медицинское оборудование: на фоне блокировки прямых поставок из США и Европы в страну ввозят рентгеновские трубки, датчики, сенсоры, фотоумножители и детекторы для сканеров.
Стабильный спрос сохраняется на одежду, обувь, товары легкой промышленности, детские и спортивные товары, а также бытовую технику, не покрытую локальным производством.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев подчеркивает, что параллельный импорт вводился как механизм насыщения рынка привычными для россиян товарами. По его словам, сейчас наблюдается снижение его объемов в связи с адаптацией ситуации: часть поставок вернулась в легальное русло или переключилась на прямые поставки через третьи страны. «Мы переориентировали импорт на другие страны, произвели импортозамещение. Параллельный импорт хоть и сохранится, но будет сокращаться», – сказал Беляев.
Экономист Никита Масленников отмечает, что сокращение параллельного импорта происходит в товарах массового сегмента, а наращивание – в производственной сфере. «Параллельный импорт смещается в сторону станков, оборудования, технологий и решений для оптимизации производства. Здесь он сохранит значение, поскольку импортозамещение перестраивается системно», – сказал эксперт в беседе с «ФедералПресс».
По его словам, в промышленной сфере у российских компаний исчерпались возможности дешевого импортозамещения, и теперь требуются серьезные инвестиции и технологические прорывы. Пока они не обеспечены, ситуацию будет выравнивать параллельный импорт.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия