Редакция «ФедералПресс» / Елена Кнейс
Северная Европа
18 ЯНВАРЯ, 2026
Визит представителей Дании и Гренландии в Вашингтон завершился полным дипломатическим провалом, но превратил их в символы сопротивления силовым амбициям США. Слезы главы МИД Гренландии Вивиан Моцфельдт в прямом эфире и жесткие заявления датского коллеги Ларса Лекке Расмуссена всколыхнули европейских союзников, вынудив их отправить военных в арктический регион. О том, как разворачивался этот кризис и как два политика защищали интересы своего народа, читайте в традиционной рубрике «ФедералПресс» «Герой недели».
Переговоры между США и Данией по вопросу Гренландии завершились углублением кризиса и демонстрацией «фундаментальных разногласий».
«У нас все еще есть фундаментальные разногласия, но мы также согласны не соглашаться друг с другом. Мы продолжим переговоры. Мы решили создать рабочую группу высокого уровня, чтобы изучить возможность нахождения общего пути вперед», – заявил после встречи глава МИД Дании Ларс Лекке Расмуссен.
Переговоры, которые в итоге прошли в здании по соседству с Белым домом, с самого начала были омрачены жесткой риторикой президента США. Через соцсети он вновь заявил о необходимости присоединить Гренландию для национальной безопасности США и «Золотого купола», а также в издевательской форме призвал НАТО заставить Данию уступить остров. Вице-президент Джей Ди Вэнс и госсекретарь Марко Рубио, представлявшие американскую сторону, фактически озвучили ту же позицию, что привело к быстрому завершению встречи.
В ответ Дания и ее союзники начали усиление военного присутствия в автономии. На остров направляются контингенты из Франции, Германии, Швеции и Норвегии, однако их численность пока невелика. Официально Копенгаген называет эти перемещения подготовкой к учениям.
Заместитель премьер-министра Дании Троэльс Лунд Поульсен подтвердил, что военное присутствие в Гренландии будет усилено. Он отметил, что этот шаг необходим для более тесного взаимодействия с союзниками по НАТО и является результатом двухлетних дискуссий в альянсе о безопасности северных территорий.
При этом администрация Белого дома продолжает настаивать на своих претензиях, опубликовав провокационное изображение: Гренландии якобы предоставляется выбор между Вашингтоном, Москвой и Пекином. Сообщается, что США могут предложить за остров около 700 миллиардов долларов. Однако власти Гренландии категорически отвергают саму возможность продажи или перехода под суверенитет США.
И республиканцы, и демократы в Сенате готовят законопроект о защите единства НАТО. Документ, в котором особо отмечены Дания и Гренландия, должен будет запретить использовать средства Госдепа и Пентагона для блокады, оккупации или аннексии территорий стран – членов альянса.
Вашингтон не отступил от претензий на Гренландию в ходе консультаций с Данией. Как заявил глава датского МИД Ларс Лекке Расмуссен, убедить американскую сторону не удалось: «Мы не смогли изменить американскую позицию. Ясно, что у президента США есть желание завладеть Гренландией. Мы дали понять, что это не отвечает интересам королевства».
Он добавил, что Копенгаген и Нуук готовы к сотрудничеству, но только при условии взаимного уважения суверенитета.
Напряжение, вызванное неудачными переговорами с американской администрацией, привело к эмоциональному срыву у главы МИД Гренландии Вивиан Моцфельдт. По сообщению местного радио KNR, обычно сдержанный политик расплакалась во время прямого эфира, когда ее спросили о переговорах в Белом доме.
Эмоции переполнили опытного министра после встречи в среду, где совместно с датскими коллегами не удалось изменить жесткую позицию США по вопросу острова. «Последние несколько дней были тяжелыми. Мы подготовились, и давление стало только сильнее», – призналась Моцфельдт в интервью.
Она подчеркнула, что вся подготовка ведомства была направлена на то, чтобы «создать возможность для гренландцев жить в безопасности».
В качестве немедленного ответа на американский демарш и в качестве четкого политического сигнала Вашингтону ряд европейских союзников Дании – членов НАТО начали срочную и демонстративную переброску небольших воинских контингентов в Гренландию. Операция, координируемая напрямую из Копенгагена в обход единых командных структур альянса, носит сугубо политический и показательный характер.
По данным западных СМИ, уже прибыли или находятся в пути военные из Франции (15 человек), Германии (13 человек) и Великобритании (один офицер). В ближайшее время ожидается прибытие подразделений из Нидерландов, Канады, Швеции и Норвегии (последняя, как сообщается, командирует лишь двух офицеров).
Параллельно Дания официально объявила об усилении собственного военного присутствия на острове, объясняя это плановыми учениями и необходимостью «обеспечения более высокой степени взаимодействия».
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя кризис, заявила, что он является наглядным доказательством «ущербности многолетней линии Копенгагена на безоговорочное подчинение своему старшему союзнику – США».
«Ведь теперь после недавней публикации стратегии национальной безопасности США выяснилось, что часть территории королевства (Дании. – Прим. ред.), которая расположена в западном полушарии, зачислена в самовольно определенную Вашингтоном сферу интересов США», – подчеркнула она в ходе брифинга.
Захарова также отметила, что на этом фоне особенно двусмысленно и противоречиво выглядят активные и усердные усилия самой Дании, а также других членов ЕС и НАТО, которые в течение долгих лет продвигали «миф о некой российской угрозе» в Арктическом регионе. В Москве видят в текущей ситуации закономерный и предсказуемый итог политики полной внешнеполитической зависимости от Вашингтона.
Мотивация Соединенных Штатов носит комплексный стратегический характер и связана с долгосрочными амбициями в Арктике. Как прямо заявил президент США, остров «жизненно важен» для создания и развертывания новейшей космической системы противоракетной обороны (ПРО) под названием «Золотой купол».
Кроме того, контроль над Гренландией предоставил бы США беспрецедентное военное и экономическое доминирование в быстро меняющемся Арктическом регионе, где открываются новые транспортные маршруты и сосредоточены огромные природные ресурсы. Американский лидер оправдывает свои претензии логикой стратегического соперничества, утверждая, что «если мы этого не сделаем, это сделают Россия или Китай».
Несмотря на утекшие в прессу данные о готовности обсуждать сделку на астрономическую сумму в 700 миллиардов долларов, вопрос явно перерос финансовые рамки. Он превратился в серьезный тест на прочность трансатлантических отношений и демонстрацию силы, ставящие под сомнение сами принципы суверенитета и территориальной целостности внутри НАТО.
Ранее посол России в Норвегии Николай Корчунов заявил, что нынешняя напряженная ситуация вокруг статуса Гренландии отчасти является следствием стратегических просчетов датских властей. Согласно его заявлению, сосредоточившись на поддержке Украины, Копенгаген пренебрег вопросами собственной обороноспособности и развития острова.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1