Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Полностью обезопасить себя от неожиданно возникших у туроператора проблем нереально»

Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина
Москва
28 АВГУСТА, 2017

Пушкарев Петр

экономика
ЦФО

На минувшей неделе работу приостановил туроператор Ted Travel, причиной назывался низкий спрос в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Из-за решения туроператора порядка 7,5 тыс. человек, уже оплативших путевки, не могут вылететь на отдых в Турцию. Еще около 750 человек «застряли» в этой стране. Ted Travel задолжала клиентам 27,6 млн рублей без учета вынужденных трат, которые понесли туристы, задержавшиеся в чужой стране не по своей вине. Может ли за этой историей последовать «закручивание гаек» в российском законодательстве о туристической деятельности, и что в нем еще нужно менять, чтобы защитить права и интересы туристов, рассуждает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев:

«Законодательство по туроператорам менять, конечно, надо – в плане усиления требований к размеру собственного капитала. Потому что сейчас ситуация такая, что турфирма может иметь и 100 тыс. рублей уставного капитала и даже меньше, при этом работать с тысячами людей и ворочать оборотами в сотни миллионов рублей. Это ненормально, так же как и нужен, возможно, более жесткий финансовый контроль за целевым использованием средств в этом секторе.

Но на самом деле даже если эти изменения все воплотятся в жизнь, то ключ не в них. Полностью обезопасить себя от неожиданно возникших у туроператора проблем нереально – ни с помощью страховых компаний, ни как либо иначе. Потому что чудес не бывает, и в случае проблем у туроператора никаких внешних денег на покрытие убытков клиентов в таких количествах найти невозможно. А если формировать огромные компенсационные фонды за счет других добросовестных и крупных турфирм, то это тоже не выход, потому что приведет к удорожанию путевок. И это все-таки не банковский сектор, где действует система страхования вкладов. Невозможно установить и предельную минимальную сумму путевки: как ее определишь объективно, занимается компания демпингом и временно работает себе в убыток ради привлечения большей массы клиентов, или нет? Или как со стороны определишь, имеет ли она реалистичный план Б на случай меньшего притока новых туристов по своим основным направлениям? Проблема способна возникнуть теоретически у любого оператора, а покупая тур, мы же не видим финансовую отчетность и не знаем текущее положение дел.

Можно лишь рекомендовать людям – или иметь дело только с самыми крупными известными операторами, пусть даже у них будет чуть повыше стоимость тура – или еще лучше, я считаю, это бронировать перелет и отель самостоятельно. Старый лозунг «Спасение утопающих дело рук самих утопающих» в данном случае наиболее действенный. В самом деле я не вижу большого смысла мучиться с выбором оператора-посредника, которого ты сам не в силах проконтролировать и от которого зависишь, если каждый может напрямую купить перелет у авиакомпании, а отель забронировать на Booking.com или на не менее известном сейчас сайте Airbnb.com, который специализируется не только на отелях, но и имеет в своей базе множество апартаментов и квартир».

Фото: pixabay.com.