Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Будущее – за помощью не по факту, а по нуждаемости»

Редакция «ФедералПресс» / Виталий Паутов
Тюменская область
28 НОЯБРЯ, 2017

Степанов Андрей Эдуардович

государственная служба
Тюменская область

На тему многодетных семей и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, говорят много и охотно. Иногда это становится поводом показать свое великодушие и заботу о ближних, иногда – поразмышлять о проблемах общества и государства. Корреспондент «ФедералПресс» расспросил уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области Андрея Степанова о способах поддержки семей и о том, что следует сделать в этой сфере в ближайшем будущем:

«Есть расхожая сентенция, что семьям, попавшим в беду, никто не помогает. Была история – у людей сгорел дом. Некие активисты рассказывали: мол, собрали для них вещи, государство самоустранилось... Минуточку. После пожара их поселили в гостиницу «Колос», бесплатно кормили. Дети в школе и садике питались бесплатно. Область выделила сто тысяч на покупку необходимых вещей, еще пятьдесят на восстановление документов и так далее. Это все вроде как само собой разумеется. Но ведь это и есть господдержка! И когда рассказывают, что никто ничего не делает, это по крайней мере нечестно.

Тема поддержки очень многогранна. Есть прямые пособия, есть косвенные. Скажем, многодетные семьи имеют льготу по зачислению в садик. И по оплате тоже: на первого ребенка – 20 %, на второго – 50 %, на третьего – 70 %. И это при том, что родители в принципе оплачивают только 20 % от себестоимости пребывания ребенка в садике. Остальное субсидируется областью.

Еще одна форма поддержки – дома малютки, интернаты для больных детей, центр «Семья». В домах малютки не все сироты. Опять же: например, сгорел дом. Сами в бане ютятся, куда еще ребенка? Сегодня есть возможность отдать его на время в госучреждение на полное обеспечение: школа, питание, медицина. Родители таких детей не лишены прав. Им государство протягивает руку помощи. Или случай, когда ребенку нужна трудоемкая медпомощь, иногда высокотехнологичная, которую дома не обеспечишь. Это тоже бесплатно.

Форм поддержки очень много. Сиротам после 18 лет государство предоставляет жилье, а если нет возможности купить квартиру сразу, дает деньги на аренду. Причем из федерации на это приходят десятки миллионов, а регион тратит сотни. Раз в два года можно получить материальную помощь от департамента соцразвития. Есть матпомощь от глав сельских и городских администраций. Но это не только деньги. Департамент труда и занятости помогает подыскать работу или переквалифицироваться на ту, что есть, помогают с самозанятостью. Просто многие привыкли к тому, что помощь – это только наличные, которые в руку дали.

Будущее – за адресной помощью. Чтобы она приходила не по факту многодетности или заболевания, а к тем, кто больше в ней нуждается. Многодетные семьи очень ведь разные. Семья главы администрации Александра Моора – многодетная. Председатель городской думы Дмитрий Еремеев тоже многодетный отец. Мы с Александром Викторовичем разговаривали на эту тему, и он сказал правильно: ему льготы по школьному питанию и поездкам на общественном транспорте не нужны, он в состоянии оплатить это сам.

Размазывать поддержку тонким слоем – плохой вариант. Надо делать это адресно. В департаменте соцразвития разработаны инструменты определения семьи, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию, наработана практика. Но сейчас в любом случае надо взять какую-то справку. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем все базы данных приведут в соответствие друг с другом, тогда не надо будет требовать справок с родителей».