Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«У региональной власти уничтожена мотивация к привлечению инвестиций и повышению доходов бизнеса»

Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Новосибирская область
25 ДЕКАБРЯ, 2017

Исаев Никита Олегович

экономика, политика, Бизнес, Общественная деятельность, Юриспруденция и адвокатура
Москва

В России дан официальный старт избирательной кампании по выборам президента РФ. Приходится констатировать, что не все кандидаты, объявившие о намерении в них участвовать, выдвинули конкретные программы по развитию экономики, а те, кто решил опубликовать обнародовать их, уже столкнулись с критикой на страницах федеральных СМИ. О том, с каким багажом программ экономического развития подошла страна к президентским выборам, «ФедералПресс» рассказал директор Института актуальной экономики Никита Исаев:

«К сожалению, в настоящий момент видим виртуальный спор между некими экономическими идеями, которые никто так и не оформил в виде документов. Да, существует программа у Алексея Кудрина, но совершенно непонятно, что она из себя представляет. По сути, выборы президента закончились после выдвижения Владимира Путина в кандидаты, а сама кампания станет выборами председателя правительства. Была программа у Бориса Титова, но «Партия Роста» набрала чуть более 1 % голосов избирателей на выборах Госдуму. Похоже, что предприниматели, на которых сделан упор в этом документе, либо не интересуются политикой, либо до них не смогли донести смысл заявленных реформ. И, несмотря на это, Титов снова подает заявление на участие в выборах.

В 2012 году я лично ждал, что президент Путин подготовит к запуску некие экономические программы. Вместо этого увидел майские указы, которые были не выполнены из-за денег, изъятых из регионов и направленных на федеральные нужды в связи с геополитическим кризисом, возникшим по известным событиям 2014 года. Но это не отменяет тезиса о том, что России необходима конкретная стратегия развития.

Первое, что необходимо сделать – это обеспечить антикризисный план. Собственно, он был нужен еще пару лет назад. Тогда действительно были попытки в виде бюджетной поддержки убыточных предприятий и дополнительных субсидий для РЖД и моногородов, которые работают в плановом режиме экономики советского типа. Потом нефть резко пошла вверх в цене и правительство посчитало, что антикризисным план нам не нужен. В то же время он нужен, и его цель – избавление страны от нецелевых расходов.

На сегодняшний день у страны есть пирог государственных контрактов в объеме 23 триллионов рублей, из которых только Счетная палата выявила неэффективных контрактов на сумму около 1,5 триллионов. В то же время по подсчетам нашего института объем неэффективных контрактов оценивается в пять с лишним триллионов рублей. Все эти высвобожденные средства можно было направить на социальные обязательства, связанные с сокращением индексации пенсии, отсутствием индексации пенсии для рабочих пенсионеров и замедлением роста налогов. Что позволило бы разгрузить социальную обстановку, снизив административное давление на предпринимательство, которое позволит создать конкурентную основу экономики.

Вторая важная составляющая – это мобилизационный план, где необходим перевод денег в реальный сектор экономики. Он поможет поднять и сформировать потребительские возможности населения. Не секрет, что из-за их падения снизилось качество потребления, что повлияло на систему здравоохранения.

Затем следует определить точки роста российской экономики. В первую очередь, это сельское хозяйство. Мы продолжаем оставаться аграрной страной, несмотря на заявления министра сельского хозяйства Александра Ткачева, что в случае глобального потепления можем остаться без урожая, и ВВП упадет на 2 %. Другой точкой роста может стать внутренний туризм. Выездной туризм в 2013 году у нас оценивался в 50 миллиардов евро, поэтому даже частичное его перенаправление может обеспечить рост малых городов. В качестве примера могу привести города Мышкин и Плес «Золотого кольца России», которые за счет внутреннего туризма имеют доходы в десятки и сотни миллионов рублей. По-моему, такой туризм может быть эффективным и приоритетным проектом.

Не стоит забывать и про базовые интеграционные процессы с постсоветским пространством. Сегодняшняя российская экономика – это 1,7 % от мировой. Для примера, США – 17 %, Китай – 14 %. Поэтому необходимо восстанавливать отношения в СНГ и углубляться в другие регионы – Иран, Индия, Кавказ.

Третий элемент – это долгосрочная стратегия развития страны. Я ее назвал 2100, потому что точно так же делают в США и Китае, планируют до конца столетия. Такая стратегия позволяет избегать мировых кризисов или не сильно зависеть от них.

Есть еще пара моментов. Например, тот факт, что все современные экономические модели завязаны на увеличении доходов муниципалитета. У наших регионов уничтожена вся мотивация к увеличению добавочной стоимости. Они не заинтересованы в привлечении инвесторов и повышении доходов от предпринимательской деятельности, потому что эти деньги изымут в Москву, а оставшиеся не зачтут в трансферт и субсидии, которые выдаются по конъюнктурным соображениям».

Фото: Сергей Пятаков/РИА «Новости»