Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Закон о возврате продукции поставщикам, как всегда, ударит по потребителю»

Редакция «ФедералПресс» / Марина Сапожникова
Москва
5 ФЕВРАЛЯ, 2018

Перельман Михаил Александрович

Наука и образование
Москва

И  без того непростая экономическая реальность  россиянина скоро может быть омрачена повышением цен на продукты по неожиданной для  причине. Это  произойдет в случае  принятия Госдумой законопроекта Ирины Яровой, который запретит возврат нереализованной торговыми сетями продукции поставщикам. Он  же лишит потребителя из наименее  защищенных слоев  населения и одной из немногих его отрад  – разнообразного  ассортимента  и возможности выбирать один и тот же продукт в  разных ценовых категориях, – считает Михаил Перельман , доцент кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова: 

«В  преддверии  первого чтения законопроекта, запрещающего возврат нереализованной торговыми сетями продукции поставщикам  сразу несколько министерств представили свои сценарии последствий как для  ритейла, так и для производителей. На мой  взгляд, прогноз роста цен, сделанный  Минэкономразвития пока не получил заслуженного  внимания, хотя  именно  он демонстрирует связанность событий: вмешательство  государства в  уже регулируемый рынком процесс  не просто поставит  под  угрозу  развитие  малого и среднего бизнеса, но и даст крупным поставщикам карты   в  руки для  его вытеснения, но, в следствии  таких перипетий пострадают именно потребители – цены  для нас с вами повысятся, а перечень предлагаемых на прилавках магазинов  продуктов сократится.
 
На самом деле, запрет на возврат нереализованной продукции поставщикам уже предусмотрен в действующем Законе о торговле. Кроме того, не стоит забывать, что существуют договорные отношения между ритейлерами и торговыми сетями, при которых ни одна из сторон не может принудительно включить в контракт пункт о возврате продукции в случае ее неполной реализации – это прямое нарушение Гражданского кодекса.
Безусловно, есть случаи, когда возврат возможен и даже необходим. Речь идет, например, о браке в той или иной партии товара. Здесь не может быть другого решения, кроме как вернуть некачественный товар обратно производителю. Это необходимо для соблюдения стандартов качества продукции, попадающей на полки супермаркетов, и обеспечения безопасности потребителей.
 
Бывают, что и сами поставщики заинтересованы в том, чтобы к ним вернулся нераспроданный товар, они используют его в переработке. Так, например, из черствого хлеба производят панировочные сухари. Да и жалоб на возвраты со стороны поставщиков уже почти нет, сети практически полностью отказались от этой практики.
Данный закон,  при его  принятии продемонстрирует отсутствие  бизнес-мышления у  его сторонников, а нарушив экосистему взаимоотношений  ритейла  и поставщиков сделает единственным  бенефициаром  законодательной инициативы крупных производителей. А за все издержки таких  решений традиционно заплатит рядовой потребитель».