Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Не до всех доходит, что картинки с Иисусом Христом могут быть оскорбительными»

Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Алтайский край
22 АВГУСТА, 2018

Шиллер Вадим Викторович

Наука и образование
Кемеровская область

Уголовные дела против барнаульцев Даниила Маркина и Марии Мотузной за публикации в соцсетях привлекли внимание общественности со всей страны. Что дало повод некоторым СМИ назвать Барнаул «столицей экстремизма». Мотузную и Маркина обвиняют в разжигании ненависти на национальной и религиозной почве, однако блогеры своей вины не признают, считая уголовное преследование незаконным. Заведующий лабораторией социально-политических исследований при экспертно-аналитическом агентстве «Авгур» Вадим Шиллер уверен, что экстремистские настроения свойственны молодежи всей страны, но причина для такого самовыражения несколько иная:

«На мой взгляд, уголовные дела за репосты, за размещение в открытом доступе деструктивной информации возбуждаются по всей стране. Просто сибирские дела стали известными, поэтому и резонансными. Дело Марии Мотузной всколыхнуло информационное пространство, и журналисты выяснили, что до Мотузной было три аналогичных случая. Поэтому нельзя говорить, что Сибирь – заповедник экстремизма. По данным последнего мониторингового замера в лаборатории «Авгура» индикаторы «национализм» и «неоязычество» имеют положительную динамику роста. И если вдруг экстремисты придут к власти и начнут апеллировать к неоязычеству, то поддержка у них будет.

Относительно правомерности уголовных дел. В соответствии с существующим законодательством, преступление начинается с момента размещения конкретного текста или картинки в открытом доступе, поскольку один из признаков экстремизма – это публичность. А если ее нет, то не будет и дела. Человек может быть носителем каких угодно мыслей, если он не делает их достоянием общественности. Напомню, что в Конституции РФ в статьях 13, 19, 29 говорится о запрете разжигания расовой, межнациональной, межконфессиональной и социальной розни, а равно запрещена агитация и пропаганда этих идей. В статье 10 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в России «запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».

При этом важно помнить, что некоторые правозащитники и заинтересованные лица используют информацию уголовных дел выборочно и стремятся подогнать ее под свои выводы. Я не знаком детально с делом Мотузной, но мне кажется, что вряд ли жертвой может быть человек, у которого на странице картинка, где Иисус Христос пускает дым через дыру в ладони. Многих верующих эта картинка возмутила бы и оскорбила, просто не до всех циничных товарищей доходит такой факт. Если бы дело выеденного яйца не стоило, то в суде его никто бы не увидел.

Опять же, по моему мнению, неоязычество – это более серьезное направление, которое может стать идейной платформой для экстремистских действий. Например, неоязычники попадаются за демонстрацию нацистской символики либо символики неоязыческих организаций, признанных экстремистскими. Да, это административное наказание, но оно входит в число противоправных деяний в соответствии с законом об экстремистской деятельности. Или нередки случаи, когда неоязычники выступают за «белую расу» и негативно относятся ко всем остальным народам, и это этнический национализм.

И не надо думать, что неоязычество – проблема только Сибири. Оно развито на Урале и в европейской части страны. Некоторые эксперты связывают интерес к неоязычеству с возрождением национального самосознания, считается, что обращение к истокам является попыткой самоидентификации и сохранения своей «русскости» или «славянскости». Увы, но неоязычество активно популяризируется через художественную литературу – можно вспомнить серию произведений Сергея Алексеева «Сокровища валькирии» – и интернет, где просто кладезь запрещенных псевдоисторических источников. Способствуют распространению идей неоязычества и производители «славянской одежды», оберегов и амулетов с коловратами и квадратом Сварога. Мало кто понимает реальную угрозу этого направления».

Фото: Илья Питалев/РИА «Новости».