Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Сложилось впечатление, что власти Ростова ставят эксперимент над транспортной системой»

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Мирошников
Ростовская область
31 ОКТЯБРЯ, 2018

Волков Влад

Политология и политтехнологии
Ростовская область

Мэр Виталий Кушнарев снова привлек внимание к проблеме общественного транспорта Ростова-на-Дону, пообещав в прямом эфире программы «Ростов от Первого лица», что чиновники мэрии будут контролировать интервалы работы автобусов в вечернее и ночное время. О том, какой комплекс проблем стоит перед транспортной структурой донской столицы сегодня, рассказал политтехнолог Влад Волков:

«Транспортный коллапс претерпевает не только Ростов, но и соседний Краснодар, а также другие столицы регионов России. При этом легендарные московские пробки сейчас гораздо более объезжаемы, чем ростовские и краснодарские.

Во всем цивилизованном мире принято принимать связанные с общественным транспортом решения на основании математических моделей, учитывающих трафик, периоды загрузки и прочие показатели. На основании этого рационализируется схема движения. В России этим занимаются несколько институтов, стоимость услуг которых стоит внушительные суммы.

Затеянная в Ростове реформа общественного транспорта, на мой взгляд, имеет мало общего с математикой. Она больше связана с политикой и желанием властей навести порядок. Есть города, где порядок с общественным транспортом уже наведен. Например, та же Москва, где в массовом порядке работают муниципальные транспортные предприятия, контролируемые мэрией. Там возможен единый проездной, действующий в пределах МКАДа.

В Ростове сложилась другая ситуация. У нас целое «лоскутное одеяло», состоящее из разнообразных перевозчиков. Предполагаю, что, затевая транспортную реформу, мэр Виталий Кушнарев руководствовался благим мотивом навести порядок «как в Москве»: чтобы были большие автобусы на линиях, в них работал кондиционер, все было бы уютно и замечательно. Но как это обычно у нас и бывает – одного желания недостаточно, чтобы достичь благой цели. Предполагаю, что не было никакой математической модели, никакой удобной проработки.

В результате мы получили огромные очереди на остановках, длинные промежутки в работе общественного транспорта и т. д. У меня сложилось впечатление, что власти Ростова ставят эксперимент над транспортной системой города. Методом проб и ошибок ищется идеал. Но я считаю, что эксперименты нужно делать на цифрах и математических моделях. Экспериментировать на людях – нехорошо. Видимо, на создание матмодели просто нет денег в бюджете.

Отмечу несколько изменений, которые пытаются ввести городские власти. Для начала они поменяли схему движения для нескольких маршрутов, пытаясь сделать ее более рациональной и безопасной (на фоне роста аварийности). Кроме того, мэрия решила разбавить «междусобойчик» местных перевозчиков и допустила к конкурсам иногородние компании, чтобы сделать рынок перевозок более прозрачным и конкурентным. Закрытого клуба у нас больше нет.

Кроме того, в городе уже действует нацпроект «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого делаются новые правила КСОД (комплексная схема организации дорожного движения).

Еще была попытка полностью заменить маршрутки крупными автобусами, которую обосновали борьбой с пробками. Данная инициатива оказалась не очень удачной. И в итоге на улицы Ростова вернули автобусы средней вместимости (в основном производства ТагАЗа). Нокурс на отказ от перевозки пассажиров на «газелях»по-прежнему сохраняется.

Еще у нас на ряде маршрутов действительно выросло время интервалов между курсирующими машинами, что в числе прочего может быть связано с изменением системы координации движения общественного транспорта. В то же время проблема с отсутствием общественного транспорта в вечернее время имеет длинную историю. Она появилась задолго до Кушнарева и связана с нежеланием собственников автопредприятий допускать убыточные рейсы. Она может быть решена только через создание принадлежащего муниципалитету единого перевозчика, готового не экономить на издержках.

Добавлю, что нынешняя система функционирования общественного транспорта сложилась еще в 90-е годы. Тогда власти сняли множество ограничений, чтобы пустить на рынок всех желающих и решить проблемы с дефицитом перевозящих пассажиров машин. Сейчас в этой системе Кушнарев пытается навести порядок. Но это архисложная задача».