Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Нижегородская область
14 НОЯБРЯ, 2018
В городах Нижегородской области продолжается смена власти. Во вторник ушли в отставку глава и сити-менеджер Дзержинска Сергей Попов и Виктор Нестеров, а в среду Арзамасская городская дума собирается на заседание, в повестке которого значится вопрос о досрочном сложении полномочий мэра Михаила Мухина. По просьбе «ФедералПресс» ситуацию в этих городах анализирует политолог Александр Суханов:
«Если говорить о переменах, происходящих в кадровом корпусе и системе управления областью, то я бы обратил внимание на ряд моментов.
Во-первых, всем понятно, что со сменой руководителя региона меняются цели и задачи, которые новый руководитель должен решить. В случае нашего региона одной из основных проблем была проблема внутриэлитного кризиса, раскола, грозившего обрушить всю систему управления регионом. Этот кризис стал следствием общероссийской проблемы массового прихода во власть представителей бизнеса, в том числе из числа крупного местного. Эта часть элиты была уверена, что межбюджетное взаимодействие нарушало права региона на свою часть доходов (читай – доходов местной элиты). Нахождение у власти давало шанс представителям местного бизнес-сообщества предъявлять свои претензии федеральному центру. В условиях России это воспринимается федеральным центром однозначно как бунт, как нарушение субординации.
Как показывают последние выборы в ряде регионов (Владимирская область, Приморский край, Алтайский край), где представители правящей партии не смогли победить на выборах, опасения федерального центра нельзя назвать беспочвенными. Именно в таких регионах, как наш, в конце прошлого года была произведена смена губернаторов на менеджеров нового, молодого поколения, которых сразу окрестили технократами. Задача была ясной – произвести смену региональной элиты, избавившись от наиболее нелояльной к центру ее части. И мы видим за последний год массу изменений в элите: от увольнения значительного ряда чиновников до судебного преследования за различного рода нарушения представителей власти и бизнеса.
Такое решение породило другую проблему – где взять такое количество новых людей на освободившиеся вакансии, которые не были бы скомпрометированы прежней своей деятельностью. Я уже отмечал, что с разрушением Советского Союза оказалась разрушенной и система отбора и подготовки кадров для государственного управления и местного самоуправления. Исчезли социальные лифты, да и востребованность в молодых высококвалифицированных кадрах, скорее, декларировалась. Началась массовая утечка золотых умов. И сегодня новым руководителям непросто найти профессионалов высокого уровня. Отсюда ощущение кадровой чехарды, особенно на уровне местного самоуправления, где зарплаты невысоки, финансовые возможности местных территорий крайне ограничены, а проблемы как раз самые массовые – транспорт, дороги, ЖКХ и тому подобные.
Губернатор сразу после назначения обеспечил контроль над областным центром путем смены системы управления им (одноглавая модель), замены градоначальника и обеспечения, с одной стороны, тесного взаимодействия областного правительства с администрацией Нижнего Новгорода, а с другой – финансовой поддержки начинаний нового мэра. Плюс к этому возможности подготовки проведения чемпионата мира по футболу. Все это буквально встряхнуло город, разбудило активность и надежды горожан. Конкурс «Команда правительства» показал, как молодежь готова активно участвовать в решении жизненно важных проблем, как активно горожане стали включаться в разного рода волонтерские движения. За этот год новые кадры прошли хорошую школу управления и готовы работать самостоятельно на муниципальном уровне. Не зря Ивана Носкова прочат на роль главы Дзержинска, а Александра Щелокова – в мэры Арзамаса.
Часто спрашивают, почему Дзержинск и Арзамас? Почему сейчас? Я бы ответил, что проблемы в Дзержинске и Арзамасе появились не сегодня и даже не вчера. Они появились много лет назад. Жители Дзержинска и Арзамаса могут много рассказать о чехарде со сменой руководителей, с их межклановой борьбой за право управлять городом. Такая борьба в свою очередь порождала две группы проблем. Первая – неизбежное обострение отношений с областным центром, борьба за его поддержку, поиск «своих» внутри областного правительства. Вторая – собственные проблемы территории, проблемы жителей этих центров не только не решались, а, наоборот, накапливались, вызывая все большее недовольство местной властью.
После выборов губернатор обязан навести порядок на всей территории области. И начинает он, естественно, с самых сложных территорий. Делегируя туда тех людей, которые хоть и нужны здесь, в Нижнем, но только они, по его мнению, могут взять под контроль ситуацию в Дзержинске и Арзамасе, положить конец изнуряющей борьбе внутри местных элит и получить поддержку населения. Впереди и другие территории, где не все благополучно. И работа по замене действующих кадров, подготовке и выращиванию новых будет продолжаться.
В этом смысле уходящее руководство Дзержинска и Арзамаса просто не смогло решить тех острых проблем, которые вызвали местные «войны». В таких обстоятельствах нередко люди, пришедшие со стороны и не обремененные местными связями, легче получают поддержку каждой из сторон, если занимают позицию арбитров, где нет конфликта интересов.
В каких районах области можно ожидать чего-то подобного? Да практически во всех с той или иной степенью реформирования структур управления и замены местных кадров. На местах кадры есть, готовые и способные решать местные проблемы без конфликта с собственными интересами и через реализацию общегосударственных интересов».
Фото: facebook.com/asukhanoff.