Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Крым может сам себя обеспечивать при трех условиях»

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Республика Крым
21 ИЮНЯ, 2019

Бекиров Гирей Шевкиевич

Общественная деятельность
Республика Крым

В Крыму начали формировать бюджет на 2020-22 годы. Министр финансов Ирина Кивико заявила, что «необходимо максимально увеличить доходы консолидированного бюджета». Он, скорее всего, также будет «бездефицитным» – недостающие миллиарды, как обычно, покроет Москва. В бюджете 2019 года из 192 млрд почти 150 млрд рублей перечислены из федерального центра. Крым входит в пятерку самых дотационных регионов России. Сергей Аксенов уже заявлял, что власти планируют «вывести республику на самодостаточность» и о том, что, несмотря на санкции, собственные доходы растут «в геометрической прогрессии». Однако параллельно растут и перечисления из Москвы – за год их объем увеличился на 19 млрд рублей, а по сравнению с 2015 годом на 86 млрд рублей. Может ли Крым существенно изменить объем собственных доходов и почему год из года растут федеральные финансовые вливания, рассказал директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация предпринимателей Республики Крым и города Севастополь» Гирей Бекиров:

«Все зависит от эффективного управления республикой, которое сегодня страдает. Здесь есть несколько важных моментов.

Первое – это эффективность управления дотациями. Центр увеличивает дотации по одной причине – президентом поставлена задача сделать Крым не просто среднестатистическим регионом, а витриной России, ее визитной карточкой. Учитывая то, что вместе с Крымом в страну пришли и экономические санкции, от которых пострадал как крупный бизнес, так и простые граждане, то нужно показать, что все это было не зря, что регион преобразился, стал цветущим и успешным. Я думаю, что за счет такой установки президента и идет наращивание финансирования. В Москве понимают, что местный бюджет не справится с такими масштабными задачами.

Федеральные деньги направляются, прежде всего, на социальную сферу и обустройство инфраструктуры – то, что внутренний бюджет или частный бизнес не могут себе позволить. Но они осваиваются не оперативно и не эффективно. Показатели освоения средств низкие, динамика преобразования Крыма медленная, не сопоставимая с теми объемами финансовых вливаний, которые делает в регион Москва. Не хватает грамотности чиновников в вопросах управления деньгами. До последнего момента был показатель в 60 % освоения бюджета, но это официально, а реально, я думаю, даже до 25 % не доходит. Нужно исправлять этот показатель.

Второй момент – низкая инвестиционная привлекательность полуострова. И речь сейчас не о пресловутых санкциях. Бюрократический механизм такой сложный, что инвесторы предпочитают подождать лучших времен, чем вкладывать сегодня. Я знаю людей, которые ходят зайти сюда с бизнесом, готовы вложить деньги в производство, но им устраивают такие условия, что они уходят. В Крыму не умеют работать с инвесторами. Часто идут противоречия между региональными и муниципальными властями – какой участок выделить, как выделить, все очень долго решается, инвесторы ходят из кабинет в кабинет месяцами. А деньги не любят такие долгие процессы вначале бизнеса.

Третий момент – неправильно выстроенная экономическая модель, не те приоритеты местное правительство определяет. Есть несколько отраслей, который потенциально могут давать хороший доход, но не дают. Например, туризм. Не выстроены маршруты, туристическая продукция не отстроена хорошо, очень сложная логистика. Авиаперелеты с пересадками через Москву. Прямых рейсов мало и они очень дороги. Из Казани, к примеру, дешевле лететь сюда через столицу, хотя есть прямой рейс. Из Екатеринбурга еще дороже – 22 тысячи рублей до Симферополя. Крым должен активно ходатайствовать, чтобы каким-то образом решать этот вопрос. Сельское хозяйство тоже в плачевном положении. Вопрос оптово-распределительных центров три года поднимается и до сих пор не решен. А поддержка крымских производителей зависит напрямую от ОРЦ, они не могут снабжать напрямую торговые центры, отели и рестораны. Крупнейшие материки закупают крымские продукты с материка – там сложная система через Краснодар. Это тоже никак не способствует развитию экономики.

Если все эти моменты исправить, то объем собственных доходов Крыма действительно может вырасти. Я скажу даже больше – регион потенциально может работать автономно, обеспечивая себя полностью самостоятельно».

Фото: ФедералПресс / Мария Гридина.