Редакция «ФедералПресс» / Ирина Якино
Москва
10 МАРТА, 2020
Эксперты уже назвали 9 марта 2020 года «черным понедельником» для мировой экономики. К открытию торгов фьючерсы на нефть Brent обвалились на 26,5% – до 33,27 доллара за баррель (на закрытии предыдущих торгов цена была на уровне 46 долларов). Падение цен началось после сообщения о выходе России из сделки ОПЕК+. Вслед за «черным золотом» опустился и курс рубля. На международных торгах евро продают уже за 84 рубля, а курс доллара приближается к отметке в 75 рублей. Как нефтяные котировки отразятся на экономике России и чего ждать гражданам – об этом своим экспертным мнением поделился директор института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин.
«Говорить о масштабном обвале курса рубля пока рано. Российских участников на бирже нет, так как у нас праздник. В такие моменты, когда главный игрок по валюте отсутствует, ее позиции достаточно легко пошатнуть. Так в 1992 году Джордж Сорос поставил Банк Англии на колени, заключив продуманную сделку против британской валюты. Он заработал целое состояние и в один день разрушил денежную систему Великобритании. Оценить реальную ситуацию с рублем можно будет не раньше среды, 11 марта, когда биржа отработает первый шок. Посмотрим, какую политику будут проводить Банк России и Минфин. И у того и у другого достаточно механизмов по сдерживанию российской валюты и при желании произошедшее падение можно будет отыграть за один день.
Я не думаю, что стоит ждать падения курса рубля далеко за отметку в 70 долларов. Более вероятно, что в ближайшие дни мы увидим возвращение российской валюты в зону 60+. Многое в нынешней ситуации будет зависеть от властей. Чем скорее будут достигнуты договоренности с ОПЕК и, в частности, с Саудовской Аравией, тем быстрее цена на нефть поднимется. Если все пройдет благополучно, то уже в скором времени нефть марки Brent будут продавать за 50 долларов за баррель. Пока же цены вряд ли уйдут далеко от коридора 35-40 долларов за баррель.
Дело в том, что саудитам, также как и нам, не выгодна низкая цена топлива. У них бюджет сверстан и социальная нагрузка колоссальная. Кроме того, львиная доля саудовских денег хранится в США и контролируется американцами. Достать эти деньги они не могут. Я думаю, что переговоры между российскими и саудовскими властями будут проходить за закрытыми дверями, кулуарно, и в конце концов будет достигнут компромисс.
Что касается последствий для российской экономики, то здесь я сторонник оптимистичного сценария. Я думаю, что даже при цене на нефть в 35-40 долларов за баррель катастрофы для российской экономической системы не произойдет. Не будем забывать, что бюджет РФ рассчитан на цену нефти в 41 доллар и если цена будет близка к этой отметке, то ничего страшного не произойдет.
Ситуация складывается намного более выигрышная, чем в 2014 году. Тогда ситуация осложнялась тем, что западные инвесторы массово уходили из России. Сегодня ситуация такова, что вкладывать средства в облигации федерального займа РФ как никогда выгодно. Очень удачный момент для вхождения в российские активы. Вполне вероятно, что поток инвестиций в какой-то мере нивелирует тот ущерб, который страна получает от дешевеющей нефти.
Гораздо больший урон сегодня наносит коронавирус. Он уже существенно испортил жизнь авиаперевозчикам и представителям туриндустрии. Сильно страдают и ритейлеры, которые во-многом были ориентированы на азиатских, в первую очередь, китайских покупателей».
Фото: pxhere.com