Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Главная причина – введение жестких карантинных мер». Эксперт о падении зарплаты в регионах ПФО в период пандемии

Редакция «ФедералПресс» / Марина Рудой
Нижегородская область
16 ИЮЛЯ, 2020

Хамидуллин Марат Хамитович

политика
Москва

По данным международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, за три месяца пандемии (с марта по май 2020) зарплатный фонд в России впервые уменьшился с начала 2000-х гг., на 4,7 %. При этом некоторые регионы просели значительно. В ПФО таких насчитывается треть от общего числа субъектов. Лидером антирейтинга стала Удмуртия – на 17,5 %. Но и экономически благополучные регионы кризис стороной не обошел, в Татарстане зарплата упала на 13,6 %. Пандемия уровняла всех, считает ведущий аналитик Института региональной экспертизы Марат Хамидуллин. Об основных факторах, способствовавших падению, эксперт рассказал редакции «ФедералПресс»:

«Ни для кого не секрет, что падение заработной платы по всей стране связано, конечно, с пандемией Covid-19, которая отразилась не только на здоровье людей, но и на состоянии мировой экономики.

Необходимо отметить сразу несколько факторов, из-за которых произошло значительное сокращение зарплатного фонда: урезание различных надбавок, ежемесячных и квартальных премий; уменьшение общего числа занятых, к этому можно отнести и прямые увольнения и отпуска, в том числе частично оплачиваемые; перевод сотрудников на неполный рабочий день; переход от белой заработной платы к «серой» с целью сокращения налоговых платежей и платежей в Пенсионный фонд.

Коронавирус действительно стал, наверное, самым сложным испытанием не только для России, но и для мира за последние двадцать лет. По всей стране закрывались магазины, предприятия общепита, фитнес-центры, торговые центры, серьезно пострадала туристическая отрасль, можно перечислять десятками пострадавшие отрасли, и это только те, кто пострадал напрямую.

А есть еще и те, кто пострадал косвенно. Например, рекламные агентства, предприятия, оказывающие услуги бизнесу, и другие. Естественно, во всех этих отраслях была задействована значительная часть населения. Кому-то удалось сохранить зарплату, кому-то пришлось уволиться.

Напомню, что по некоторым статистическим данным в структуре общих доходов населения заработная плата занимает около двух третей. Единственные, кто не пострадал в плане уменьшения заработной платы, это бюджетный сектор. Там, в какой-то степени зарплаты даже выросли, не намного, конечно, но за счет дополнительных государственных выплат. Например, врачи-бюджетники.

Что касается конкретно регионов, то здесь нужно четко понимать, во-первых, какие ограничения существовали в период пандемии внутри региона, в каких отраслях задействовано большее количество населения и некоторые другие факторы. Например, у лидера антирейтинга по ПФО Удмуртской республики падение по соотношению к прошлому периоду составило 17,5 %. Главная причина – это, конечно же, рост безработицы в три раза. Также стоит отметить, что Удмуртия — регион, где сконцентрировано достаточно много предприятий оборонно-промышленного комплекса. Тут и сыграла роль и сокращение государственного заказа, тенденция к которому была и ранее.

Здесь стоит напомнить задачи, которые ставил президент Владимир Путин – постепенная диверсификация производства, в том числе и с ориентиром на здравоохранение. Справились предприятия или нет? Думаю, что не в полной мере. Часть цехов на предприятиях просто не работала во время режима самоизоляции.

Гораздо интереснее посмотреть, почему такой рост произошел в одном из самых экономически развитых регионов страны — республике Татарстан – 13,6 %. Главная причина – это, несомненно, введение жестких карантинных мероприятий. Я бы назвал их самыми серьезными в ПФО. Кроме того, сегодня Татарстан — это регион-экспортер, активный участник международного рынка. Учитывая, что пандемия вошла в каждую страну, снижение торговли и, как следствие, сокращение рабочих мест и заработных плат. Что будет дальше? Я думаю, это пока еще не все последствия, однако постепенно мир и Россия выйдут из кризиса, до «великой депрессии» еще далеко».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева