Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Мы можем увидеть 80 за доллар». Кто ослабляет курс сейчас и что будет с экономикой к концу 2020 года

Редакция «ФедералПресс» / Павел Карпов
Москва
8 СЕНТЯБРЯ, 2020

Колташов Василий Георгиевич

экономика
ЦФО

Несмотря на общий экономики подъем и относительно стабильную нефть рубль продолжает падать. Руководитель Центра экономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает такую ситуацию позором для российской экономики. По мнению экономиста, решительные изменения денежной и финансовой политики нужно проводить прямо сейчас, иначе к концу года рубль может упасть до 80 за один доллар. Как реанимировать российскую экономику – в экспертном мнении «ФедералПресс».

Экономическое восстановление в России под вопросом. Несмотря на общее оживление, у нас есть и признаки депрессии. Есть шанс того, что мы можем потерять некоторые преимущества, которые у нас уже есть.

Негативно влияет мощнейшая волна долларовой эмиссии и долларовой инфляции, которая поднимает цены на нефть. Кроме того, из России возможен свободный вывод капиталов. То есть можно огромные суммы можно выводить в офшоры, и никто вас не остановит при этом. На этой волне можно и качать рубль – играть на ослаблении рубля.

Рубль, падающий на фоне повышения мировых цен на нефть, на фоне признаков оживления российской экономики, звучит как приговор. Если этот приговор не будет отменен до конца года, то мы можем немало потерять.

Текущий спрос обеспечивается тем, что людям страшно, они бегут и тратят. Но это не может быть основной для сбережений, устойчивого экономического роста. Нам необходимо выйти из депрессивного состояния в период оживления, а в дальнейшем – в состояние устойчивого экономического роста

Для этого нужно коренным образом, более решительно менять экономическую политику. Она у нас меняется с 2014 года, и еще более интенсивно в этом году. Но все-таки качать и валять рубль должно быть табу. Почему-то Китай, Индия имеют ограничения на вывод капиталов. И только мы позволяем спекулянтам делать все что угодно. Тем более в условиях, когда Запад, столкнувшись с экономическим и очень острым социально-политическим кризисом, усиливает давление на Россию, надеясь взломать рынок и забрать ресурсы. Или хотя бы рынок Белоруссии, чтобы забрать ресурсы там.

В этих условиях мы должны сделать все возможное, чтобы рубль был крепкий. Здесь не помогут старые разговоры про таргетирование инфляции. Нам нужна новая финансовая политика. Кредитная политика уже меняется, нужна соответствующая ей денежная и торговая политика, ограничивающая спекуляции и поощряющая инвестиции. Плюс ко всему нужно энергично бороться с офшорами. Тогда мы сможем не только остановить падение рубля, но и укрепить его. Но что-то мне подсказывает, что все это не так просто, и мы можем увидеть загубленные во признаки экономического оживления, которое у нас сейчас есть просто потому, что никто ничего не сделает.

Вся эпоха глобального кризиса 2008-2012 годов диктует коренное изменение экономической политики, ее ориентацию на внутренний рынок, на поддержку и разнообразие экспорта, на протекционизм и неомеркантилизм вместо уже мертвого неолиберализма. А качание рубля – это из разряда неолиберальных правил: капитал – все, а состояние экономики, потребители, их интересы, интересы государства – ничто.

До конца года мы можем усилить признаки экономического оживления даже с учетом депрессивного экономического состояния, либо их ослабить. В этом случае мы будем менее привлекательны для инвестиций как экономика. Поэтому важен даже не вопрос ожиданий, а вопрос решений – если они будут приняты сейчас, когда они остро необходимы, мы получим положительные результаты и новые возможности развития. Российская экономика уже в силу произошедшей девальвации может выйти на устойчивый и быстрый экономики подъем. Но это уже вопрос не 2020, а 2021 года – и вопрос решений, которые будут приниматься в этом году.

Меня бесит эта ситуация. Я очень опасаюсь, что мы можем увидеть 80 рублей за доллар. Если можно играть против рубля, валить его в очень сложной геополитической обстановке – можем увидеть и 80. Если этого будет делать нельзя – увидим относительно стабильный рубль. В таком случае спекулянты не будут расшатывать и забирать то, что им не предназначено. Слабый рубль – это слабый внутренний спрос, это и без того бедный, но беднеющий еще сильнее покупатель. Его нужно вытаскивать из нищеты, чтобы экономика росла.

Рубль может и должен торговаться, курс должен быть плавающим. Но все-таки это не тоже самое, что полная свобода для международных финансовых спекулянтов. От того, какие решения в федеральной и международной экономической политике будут приняты в этом году, будет зависеть то, что мы увидим в следующем.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева