Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Ульяновская область
13 СЕНТЯБРЯ, 2020
Выборы в ПФО в этом году были отмечены массовой атакой ботов и распространением фейков. Например, в Татарстане около 8 млн подписчиков в социальных сетях попало под атаку ботов. Об этом сообщил член Общественной палаты Александр Малькевич. При этом все избирательные комиссии оперативно реагировали на поступающую информацию, опровергая фейк-ньюс. Таким образом, по мнению экспертов, используемые технологии мало повлияли на явку и выбор избирателей. Почему старые методы не работают редакции «ФедералПресс» пояснил руководитель аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский:
Массовая рассылка фейков является уже, пожалуй, привычным инструментом влияния на явку или даже предпочтения избирателей.
И отчасти поэтому такие технологии становятся все менее эффективными. Цифровая грамотность среди населения растет с каждым годом, и люди все меньше верят информационным вбросам в социальных сетях.
В особенности это относится к молодежи, которая становится все более политически активной и знает про существование чат-ботов и массовых рассылок и их возможном использовании в преддверии и в ходе выборов. Конечно, нельзя исключить возможность того, что некоторые избиратели могут поверить в присланную информацию, но все же очевидно, что сейчас люди все менее склонны доверять сообщениям ботов или незнакомых людей.
К сожалению, и в ходе выборов в этом году массовые рассылки фейков не стали исключением. Недавно появились сведения о создании вбросов о скупке голосов в пользу врио губернатора Иркутской области, что не соответствует действительности. Ранее жители Ульяновской области жаловались на смс-рассылку в преддверии выборов и даже обратились в полицию по этому поводу.Также массовые рассылки фейков наблюдались в течение трехдневного голосования и в ПФО.
И здесь очень важно отметить работу избирательных комиссий, как на региональном, так и на федеральном уровне и их скорость реагирования на нарушения. Так, Элла Памфилова сказала, что знает о выявленных провокациях, но они никак не повлияют на результаты выборов. Об этом же заявляют и в МВД России. Осведомленность ЦИКов и силовых структур о существующих провокациях, безусловно, повышает доверие людей к избирательной системе в стране, что также позволяет самим избирателям более критично относиться к неофициальной информации.
Таким образом, можно говорить о нескольких факторах неэффективности механизма массовых рассылок фейков на выборах, от растущей цифровой грамотности и политической активности электората до более грамотной работы институтов избирательной системы.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин