Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
21 ОКТЯБРЯ, 2020
Идея «облегчить» россиянам трудовые будни и ввести сокращенную рабочую неделю не находит поддержки ни среди трудящихся, ни среди экспертов. Первые полагают, что «бесплатный сыр только в мышеловке» – работодатели не будут платить зарплату в полном объеме, если рабочая неделя будет 4 дня. Вторые считают, что российская экономика, с ее низкой производительностью труда и недостаточной цифровизацией, не готова к нововведениям. Поэтому предложение, в очередной раз высказанное Дмитрием Медведевым, вызывает неоднозначную реакцию. Уместна ли подобная инициатива в непростой коронакризисный период, «ФедералПресс» рассказал политолог Арсен Шаяхметов:
Введение четырехдневной рабочей недели – достаточно обсуждаемая тема в странах с развитой экономической системой, где труд постепенно автоматизируется и цифровизируется, а на первый план начинают выходить гуманистические ценности, желание больше уделять времени саморазвитию, семье и отдыху.
В таких системах технологичность и эффективность труда позволяет сохранять те же темпы, что и при пятидневной системе. Современная экономика зачастую позволяет трудиться из любой части света, работать удалённо, а человек сам выбирает своё рабочее время. В таких условиях отпадает необходимость находиться каждый день на работе с 9 до 18 часов, а график работы становится «плавающим».
Эти тенденции усилила и пандемия COVID-19. Она наглядно показала, что в целому ряду отраслей безболезненно можно уйти на удалённый режим или в полный онлайн, сэкономить на аренде офиса, коммунальных платежах, а время в дороге использовать гораздо эффективнее – в работе.
Разумеется, этот опыт невозможно и не нужно проецировать на все сферы – большинство организаций не могут работать без личного присутствия и участия сотрудников. Особенно это касается социальной сферы, хотя именно в ней кадровый состав зачастую перегружен, и работники образования, здравоохранения, социального обслуживания испытывают острый дефицит времени на отдых.
Предложение, впервые высказанное Дмитрием Медведевым два года назад (ещё в качестве премьер-министра), вызвало общественный резонанс и позиционировалось как венец успеха экономических реформ, позволяющий наконец-то облегчить жизнь россиянам.
Вместе с тем, эффективность труда в России оставалась на невысоком уровне, и качественный переход на новую форму трудовых отношений казался затруднительным. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия занимает 35 место по производительности труда. По мнению многих экспертов, именно это является основной проблемой экономики страны, а не сырьевая зависимость и прочие факторы. Уже тогда предложение премьера рассматривалось как попытка скрытого удешевления стоимости труда.
В свете сегодняшних событий, ввиду невозможности введения локдауна и всё больших экономических проблем, Дмитрий Медведев вновь заговорил о 4-дневной неделе. В нынешних условиях, предположу, что он исходит не из желания сократить контакты и риск заражения на рабочих местах, а выступает за перевод страны в кризисный режим работы. Сокращение рабочей недели неминуемо приведёт к урезанию заработных плат, поскольку иначе работодатели будут нести ещё большие убытки, хотя уже находятся в пограничном положении».
Иронично, что своё предложение он актуализировал на форуме «Открытые инновации», видимо только такие инновации может генерировать современная российская экономика. Вместо повышения эффективности труда и качества жизни, россиянам в очередной раз в виде инновации предложено сокращать свой уровень благосостояния.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева