Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
3 ЯНВАРЯ, 2021
Несмотря на пандемию, год запомнился реализацией ряда масштабных инфраструктурных проектов. Всего в России было запущено 10 тысяч проектов стоимостью от нескольких миллионов до нескольких триллионов рублей. Подробнее об этих проектах рассказал доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Максим Чирков:
«Несмотря на все трудности, связанные с пандемией коронавируса, в прошедшем году было запущено свыше 10 тысяч инфраструктурных проектов. Их оценочная стоимость варьировалась от нескольких миллионов до нескольких триллионов рублей. Некоторые проекты особенно выделяются по стоимости и содержанию.
Так, в августе 2020-го президент во время рабочей поездки в Крым участвовал в запуске автомобильного движения по трассе «Таврида». Четырехполосная дорога первой технической категории находится в границах двух субъектов – в Крыму и в городе федерального значения Севастополь. Завершение строительства трассы запланировано к концу 2023 года. Сам проект не связан с пандемией. Запуск подобных дорог является планомерной и правильной работой. В кризисное время необходимо стимулировать экономику, и дорожное строительство является одной из наиболее эффективных мер.
Могу привести в пример выход из «великой депрессии» США в начале XX века, когда развитие автомобильного транспорта помогло Штатам развиваться довольно динамично. Транспортные проекты важны и в России. А развитие экономики Крыма является одной из первоочередных задач. Тем более стройка и возведение дорог велось и во время пандемии коронавируса. Вообще строительная отрасль выбрана ключевой для стимулирования экономики страны. Это видно даже по государственному субсидированию процентных ставок. С моей точки зрения, развивать подобную инфраструктуру правильно.
Тем более без трассы «Таврида» и Крымского моста экономика Крыма пострадала бы серьезно, что отразилось бы на стране в целом. Не говоря об удобстве для туристов. Без связи с другими регионами страны Крым не мог бы развиваться. Самолеты летят в обход Украины, и наземный транспорт был необходим. Важно, что появилось железнодорожное сообщение с Крымом. Инфраструктура должна подстраиваться под задачи его жителей.
Кроме того, в прошлом году был запущен нулевой цикл строительства трассы «Меридиан» оценочной стоимостью 600 млрд рублей. Дорога в перспективе соединит Европу и Китай. Строительство пройдет в три этапа. В начале будет возведена инфраструктура в Оренбургской и Самарской областях, затем – на территории Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей. Третьим этапом станет инфраструктура в Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской областях. Проект собираются завершить довольно быстро, в 2024 году.
Европа и Китай – одни из самых развитых частей мира. Потенциальный доход от строительства подобных инфраструктурных сооружений высок. В Советском Союзе и России девяностых трассы были бесплатными. Сейчас такие проекты особенно востребованы, когда есть возможность строить платные дороги. Понятно, что морским транспортом везти дешевле, несмотря на большее расстояние. Но такие перевозки могут занять около месяца. В то же время автомобильный транспорт – это большая надежность и скорость. Немало поставщиков выберут такой способ доставки, тем более современные технологии позволяют сделать перевозки быстрыми и безопасными. Быстрее автомобиля только самолеты, но это гораздо дороже.
В каких-то случаях авто сопоставимо с железной дорогой, но более маневренно, что позволяет доставить груз в нужный пункт. Это поможет России увеличивать товарооборот и с Европой, и с Китаем. Нам будут платить за эксплуатацию трассы, пользование инфраструктурой. Возможно, вырастут доходы российских транспортных кампаний, облегчается прохождение таможни. Кроме того, отечественные предприятия смогут замещать те или иные товары и встраиваться в цепочку обмена. От России до Китая ближе, чем от Европы. Транспортное плечо для российских компаний будет гораздо меньше и станет нашим конкурентным преимуществом. Подобные проекты должны осуществляться. Мы экономически тоже можем быть связующим звеном и неплохо на этом зарабатывать.
Наиболее дорогим проектом ушедшего года стала программа модернизации пассажирского транспорта, рассчитанная на десять лет. Она обойдется в 5,1 трлн рублей. За эти средства планируется модернизировать 75 % автобусного парка и до 25 % электротранспорта в 104 городах России. На эти цели будет выделено из бюджета 750 млрд рублей. Это позволит существенно сократить траты на ремонт устаревшего транспорта, а также улучшить инфраструктуру: дороги, остановки, рельсы, контактные сети и выполнить другие задачи.
Модернизация пассажирского транспорта является стимулом для российской экономики в период кризиса. Его реформировать нужно, особенно если учесть, что у нас самая большая территория и транспортная доступность стоит на первом месте. Но большая часть городских парков является наследием советского периода. Технологии выглядят архаичными, энергозатратными, поэтому, инвестируя в транспортную отрасль, мы повышаем эффективность перевозок в целом. Меньше людей задействовано в секторе, транспорт становится экологичнее и безопаснее. Целый ряд проблем закрывается путем вливаний в транспортную инфраструктуру. Затраты на эксплуатацию являются меньше, открываются новые возможности для коммуникаций между регионами.
Кроме того, мы видим, что государство тратит деньги не только на саму транспортную инфраструктуру, но и на ее доступность. Приходится решать управленческие проблемы также. Так что чем лучше развитие транспорта, тем больше результат. И затраты, связанные с подобными проектами, правильные. Кроме того, нередко строительство трасс «закрывается» государственно-частным партнерством. Но мы все понимаем, что без участия власти частники на подобные проекты не пойдут.
Любая развитая страна в мире должна вкладываться в транспортную инфраструктуру. Отдача от подобных вложений есть».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова