Редакция «ФедералПресс» / Алексей Горновский
Свердловская область
14 ЯНВАРЯ, 2021
Исследователи фонда «Петербургская политика» представили доклад о доступности вакцин от COVID-19 в разных частях страны. Свердловская область в этом рейтинге попала на предпоследние места, оказавшись в группе субъектов РФ, где прививка от коронавируса находится в ограниченном доступе. Средний Урал уступил ближайшим соседям: Курганской и Челябинской областям, где доступность вакцины находится на среднем и низком уровнях. Аналитики связывают такое расхождение с лоббистскими способностями конкретных регионов. Действительно ли Свердловская область в этом плане отстает от других регионов, как власти распределяют вакцины и почему некоторым субъектам ее выделяют в больших количествах – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился председатель Свердловской организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев:
«В первую очередь вакцина поступает в более развитые регионы и туда, где медицина уже доказала возможность проведения более четкой процедуры вакцинации. Достаточно значимо использовать флакон с препаратом сразу после его распаковки, чтобы все пять человек желающих пришли и привились. Но особого энтузиазма вакцинация в обществе не вызывает, в том числе среди медработников, хотя они находятся в привилегированном положении. Поэтому существует сомнение в необходимости вакцинироваться и среди всех остальных групп общества. Из-за этого четкая организация кампании по вакцинированию в регионах весьма проблематична. Вполне вероятно, что поступление вакцины происходит больше туда, где регионы оказались более дисциплинированы и организованы.
Лоббистские возможности действительно не стоит исключать. Министерство здравоохранения, к сожалению, всегда с некоторой долей субъективности относилось к регионам. Лоббизм здесь относится даже не к губернаторам регионов и политике, а больше к медицинской сфере. В ней всегда есть место определенной пристрастности, в том числе для способности убеждать начальство и своевременно подготавливать нужные документы. Медики славятся тем, что к документообороту они не всегда относятся достаточно серьезно. И качество подготовки бумаг, исходящих из регионов, тоже имеет значение в глазах Минздрава. Это лоббизм, связанный с технической работой исполнителей: на умении подготовить, пробить и продавить заявку. Конечно, если к этому процессу подключаются более весомые фигуры, то заявка на получение препарата рассматривается внимательнее, но умение подключить более значимые лица это тоже элемент лоббизма.
Среди всех регионов Урала, получающих вакцину, нужно особо выделить Курганскую область. Ее нельзя сравнивать с другими субъектами УрФО, особенно с нами. Там настолько силен кадровый кризис в системе здравоохранения, что фактически вся медицина области замыкается на одном Кургане. И любое движение по статистике привитых, зараженных и выздоровевших людей там будет иметь существенное влияние.
В Свердловской области, насколько я знаю, ситуация с прививками сильно различается. К примеру, в больнице № 40 работает строгий и четкий регламент: нужно привиться – пошел и привился. А в других местах может существовать определенная вольница. Кроме того, на Среднем Урале очень большое количество людей уже переболели коронавирусом или в ходе подготовки к прививке у них находят антитела. И нужно обращать внимание на то, что население Свердловской области само по себе может быть более грамотным и продвинутым, что вызывает дополнительный негатив к вакцине и вакцинации.
Если говорить о выделении большего количество доз на количество населения в регионах, то нужно думать о качестве лоббизма. Потому что Минздрав при выделении вакцины четко рассматривал количество населения в области и число нужных на этих людей доз. То есть пропорция «население – дозы» всегда соблюдалось и расхождение было на небольшом уровне. Ноябрьские планы выделения вакцин, опубликованные в профессиональном свободном доступе, это ясно показывали.
Возможно, потом федеральные чиновники начали исходить из того, как эти вакцины на местах были освоены. Дальнейшие цифры выделения препаратов, после ноября, могут коррелировать с уже освоенными дозами в регионах. Получается, ситуация симметрична с выделением денег – если регион за определенный период что-то не освоил, то в следующий раз он получит меньше средств. Ведь если вы не можете справится с тем, что у вас уже есть, то зачем мы вам будем давать что-то еще? Я не утверждаю, но могу предположить, что больший объем вакцин выделяется тем, кто уже доказал свою высокую мобилизационную способность.
Но в целом у нас пока слишком малый объем темпов вакцинирования, чтобы он влиял на эпидемиологическую ситуацию. В этом плане мы существенно отстаем от целого ряда стран, хотя вроде заявили о создании вакцины самыми первыми».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева