Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о риске провала наблюдения за трехдневными выборами: спасут экзитполы

Редакция «ФедералПресс» / Роман Арсенин
Санкт-Петербург
27 МАЯ, 2021

Ветренко Инна Александровна

политика, Наука и образование
Омская область

Общественная палата Петербурга сообщила, что за ходом парламентских выборов в Северной столице будут следить восемь тысяч наблюдателей – по четыре на каждый избирательный округ. Своих представителей выставят общественные движения, политические партии и СМИ. Однако уже сегодня местные оппозиционеры высказывают мнение, что эти усилия окажутся напрасными с учетом трехдневного срока голосования. Председатель ЦИК Элла Памфилова утверждает: дело не в количестве дней, а в уровне организации общественного контроля. По мнению политолога, директора аналитического Центра «Русская мечта» СЗИ РАНХиГС Инны Ветренко, правда где-то посередине:

«Трехдневное голосование, безусловно, снижает шансы победителей сохранить достигнутые результаты. Однако для оппозиции не все потеряно. Начиная с 2018 года и ОП, и общественные организации, которые занимаются подготовкой наблюдателей, создали большой пул таковых. Думаю, если правильно распорядиться этим ресурсом, можно заметно минимизировать количество фальсификаций. К примеру, четырем наблюдателям от Общественной палаты ни к чему присутствовать на каждом участке все три дня. Лучше сделать удобный для людей график, чтобы они не изматывались и могли бы эффективнее работать на своих округах.

Да, манипуляции с бюллетенями возможны во время их хранения после закрытия участков. Но спасти положение помогут экзитполы – опросы на выходе с избирательных участков. Если проводить их системы на протяжении всех трех дней и потом сравнить результаты с тем, что предоставили участковые избирательные комиссии. ЦИК должен принять результаты экзитполов, особенно если их данные будут существенно расходиться с результатами УИКов. В совокупности работа наблюдателей и экзитполы могут дать объективную картину голосования и выявить наличие фальсификаций.

Проблема в том, что сегодня сложно обеспечить нужное количество мотивированных наблюдателей. В частности, со стороны непарламентских политических партий. Это требует расходов – людям нужно три дня платить деньги. А доверие к тем же наблюдателям от Общественной палаты среди политиков гораздо ниже, чем к представителям своих партий. Потому что ОП направляет людей на выборы с негласным лозунгом: «Мы наблюдаем за всех». За такой позицией нет конкретики – чью победу нужно охранять, о ком заботиться, на что больше обращать внимание. К тому же, оплата общественных наблюдателей не дает им материального стимула работать на совесть. А высоко мотивированных общественников крайне мало.

Сложности возникают с экзитполами. К сожалению, многие люди понимают такие анонимные опросы как нарушение тайности голосования. Хотя, у респондентов спрашивают, за кого они проголосовали, не идентифицируя их личности. Народ же чуть ли не с кулаками кидается на интервьюеров. Это показатель низкой политической культуры. Нередко граждане говорят и не правду. Те, кто проголосовал за «Единую Россию» и не хочет показаться провластным, играют в оппозиционеров и называют другую партию. А те, кто сознательно проголосовал за оппозицию, из страха административного давления отвечают, что проголосовали за «партия власти». Все это снижает качество опросов».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин