Редакция «ФедералПресс» / Александр Токарев
Республика Башкортостан
9 АВГУСТА, 2021
Визит президента России Владимира Путина в Башкирию и Челябинскую область стал второй по счету поездкой в регионы главы государства в этом году. Эксперты усмотрели в нем несколько наметившихся трендов. Так, президент в преддверии выборов в Госдуму фактически поделился с партией власти собственным рейтингом. Кроме того, Путин фактически занялся стратегическим продвижением российских регионов. О том, как российский лидер рекламирует потенциал территорий, «ФедералПресс» рассказал научный сотрудник научно-исследовательского центра Башкирской академии государственной службы и управления (БАГСУ) Арсен Шаяхметов:
«Визит Владимира Путина на Южный Урал вписывается в логику действий федерального центра в последнее время. Да, это всего лишь второй визит главы государства в регионы в этом году (в апреле была Саратовская область, как раз на День космонавтики). Но логика решений главы государства вполне понятна: никто лучше Путина сегодня вопрос с электоральной поддержкой власти не решит. Собственно, встреча с рабочими нового цементного завода в Башкирии как раз об этом и говорит. Президент не только вспомнил о рабочем классе, но и подчеркнул его субъектность, то есть важную роль в принятии политических решений. Власти нужно найти общий язык с разными социальными группами, и рабочий класс в этом отношении – как раз та группа, на которую Путин может рассчитывать.
Еще один любопытный момент – поддержка Путиным региональных брендов. В Башкирии глава государства упомянул высокие качества башкирского мёда – одного из главных брендов республики, наряду с кумысом и Салаватом Юлаевым. Вряд ли это произошло просто так. Можно вспомнить, как Владимир Путин уже высказывался о вятском квасе, дарил мальчику из Киргизии тульский пряник и еще множество раз вольно или невольно (скорее, первое) способствовал продвижению российских региональных брендов.
На самом деле, в этом нет ничего удивительного – федеральная власть, в том числе в лице президента, понимает, что имидж России – это еще и имидж ее регионов, без продвижения регионов привлечь внимание иностранного капитала практически невозможно. Открытие цементного завода в башкирской глубинке, которую вчера посетил Владимир Путин, – наглядный тому пример. Более того, на церемонии присутствовал, пусть и дистанционно, и канцлер Австрии (завод принадлежит австрийской компании «Ласселсбергер»).
Башкирский кейс наглядно демонстрирует: федеральная власть готова помогать регионам, если видит, что здесь предпринимаются реальные усилия по привлечению инвестиций. Та же Башкирия – один из лидеров инвестиционной активности среди российских субъектов, согласно целому ряду рейтингов, в том числе рейтингу Агентства стратегических инициатив (АСИ). Но практика сегодня такова, что даже сильным регионам нужна информационная и имиджевая поддержка центра. Конечно, визит Владимира Путина серьезно укрепил позиции и Радия Хабирова, и челябинского губернатора Алексея Текслера, тем более что общий фон характеризовался преобладающей позитивной повесткой (в большей степени это касается Башкирии, Челябинскую область подвели лесные пожары).
Продолжатся ли поездки президента по России в ближайшее время? Вероятно, стоит ждать их некоторого оживления. Но многое здесь зависит и от самих регионов: есть ли им что предложить, могут ли они генерировать позитивные новости? Ответ на этот вопрос мы можем узнать уже скоро».
Фото: Kremlin Pool / ZUMAPRESS / Globallookpress.com