Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Как сильно ударит засуха по прикамским аграриям: «Рост цен и дефицит кормов»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Переверзев
Пермский край
10 СЕНТЯБРЯ, 2021

Огородов Иван Петрович

Сельское хозяйство, Наука и образование
Пермский край

Минувшее лето в Пермском крае оказалось рекордным по продолжительности и одним из самых жарких в этом веке. Но аграриям было точно не до веселья. Сначала по сельхозпроизводителям ударила засуха: в мае и июне высокие температуры, сухие ветра и недостаточное увлажнение почвы негативно отразились на заготовке кормов, производстве молока, содержании скота и птиц. Недаром в регионе ввели режим ЧС из-за засухи. Теперь не радует холодный и дождливый сентябрь. Ситуацию в аграрном секторе комментирует для «ФедералПресс» экс-министр сельского хозяйства Прикамья, руководитель Пермского научно-исследовательского института сельского хозяйства (филиал ПФИЦ УрО РАН) Иван Огородов:

«Ситуацию в этом году можно сравнить с 2010 годом. Тогда тоже было очень жаркое лето, наблюдался недобор урожая в нашем крае и соседних регионах. Мы вводили режим ЧС, заявлялись на федеральную поддержку. На тот момент активно использовался механизм интервенционного фонда, из которого направили большой объем фуражного и продовольственного зерна для стабилизации цен.

В этом сельскохозяйственном сезоне засуха наибольшее негативное влияние оказала на зерновые и зернобобовые, а также кормовые культуры. Часть овощных культур (картофель, свекла морковь) были в зоне риска, но в августе-сентябре по ним ситуация выправились. Сейчас идет уборка, будем наблюдать за качеством. Однако ситуацию усложняет холодный и дождливый сентябрь. В принципе урожай в полях есть, но его довольно-таки сложно убрать при таком количестве осадков. Впрочем, пока еще середина сентября. И остается достаточно длинный безморозный период для уборки урожая. Но уже очевидно, что ждать таких хороших урожаев, как в прошлом году, не стоит.

Основные риски, которые несут засуха и другие чрезвычайные обстоятельства (к слову, в ряде хозяйств прошел град, который уничтожил часть посевов), – недополученный урожай при том, что затраты на его посев уже понесли. ЧС имеет всегда финансовые последствия: недополученная доходность, рост абсолютных и удельных затрат. Но недополучение объемов продукции это не всегда линейный рост цен. На цены влияет множество факторов: производство внутри региона, в целом по России и в ряде соседних стран, ожидания и запросы потребителей, меры государственной поддержки. Безусловно на затраты влияют и общие цены на энергоресурсы.

Но по тому, как развивается ситуация, думаю, стоит ожидать роста цен на сельхозпродукцию. Мы наблюдаем, что сейчас закупающие организации из других регионов приезжают в наш край и активно скупают тот же картофель и овощи. Так, приезжают из Башкирии, Оренбургской и Челябинской областей, где ситуация с засухой была еще хуже.

От объемов производства напрямую зависит сфера животноводства. Если есть нехватка зерна, то страдают птицеводство и свиноводство. Если не хватает сочных кормов, то под ударом оказывается молочное и мясное животноводство. В такой ситуации, например, личные подсобные хозяйства, которые не заготовили необходимого объема кормов, могут пойти на снижение поголовья скота.

Впрочем, не думаю, что возникнет острый дефицит с кормами. Но закупные цены на них будут выше».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева