Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
9 МАРТА, 2022
В тюменских магазинах ограничили продажи в одни руки ряда продуктов питания – «под санкции» попали крупы, сахар, чай, кофе, мука и другие товары. Например, сахар отпускают только по 10 кг в одни руки. Почему дорожают продукты? Надо ли закупаться впрок? Как продуктовый ажиотаж мешает наладить экономику России? Пояснения «ФедералПресс» дала заведующая сектором развития агропродовольственной политики и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Валентина Неганова:
«Я понимаю, что каждый родитель, каждая мать думает прежде всего о детях: «А вдруг не будет, и чем я их буду кормить? Поэтому надо запастись». Людям впрок закупаться не запретишь. Так же было в первые дни пандемии. Когда происходят какие-то форс-мажорные обстоятельства, у страха глаза велики. Это нормальная психологическая реакция, особенно в первое время. Полагаю, что эта реакция скоро утихнет.
Во-первых, на всю жизнь не запасешься, а во-вторых, у нас в стране перепроизводство сахара. Мощности хорошие, урожаи хорошие, за рубеж мы его продавать не могли, потому что там тростниковый сахар гораздо дешевле. У тех, кто занимался этим бизнесом, всегда возникал вопрос, что с ним делать. И поэтому иногда устраивали искусственный дефицит, и цены взлетали, потом обратно падали. Если мы посмотрим за последние пять лет – там кривая совершенно никак необъяснимая. Поэтому нет никакого смысла закупать сахар.
То же самое касается муки, потому что, ответственно говорю, ее запасов вполне хватит, так же по основным видам другого сырья. Не знаю, как в Тюмени, но в Екатеринбурге запасов достаточно на длительное время и самое главное – есть подстраховочная договоренность с другими странами, которые готовы помогать нам в решении этого вопроса, если он вдруг возникнет. Возможны какие-то сбои с логистикой, качеством или замещением импортных составляющих. Но не забывайте, что у нас рядышком есть Белоруссия и Казахстан. Есть Китай и Турция, с которой уже есть договоренность и по яйцу, и, если не хватит, по бройлерным цыплятам.
Повышение цен, конечно, будет – из-за курса рубля. В части наших продовольственных товаров используются импортные составляющие. И нужно некоторое время, чтобы их заменить.
Что касается фактора роста цен – когда люди боятся, что цены взлетят и надо быстрее запасаться. Мы же знаем: цена – это всегда соотношение спроса и предложения. Ажиотажный спрос – это всегда повышение цен. То есть мы сами разгоняем цены.
Ажиотажный спрос ни к чему хорошему никогда не приводит. Начинает волноваться потребитель – начинает волноваться производитель и поставщик, и каждый хочет в этой ситуации получить свою выгоду. Производители начинают объемы производить быстрее и потеряют качество. От этого в итоге никто не выигрывает.
Я думаю, что через некоторое время все стабилизируется. Более того, тормозом выступают решения правительства, которое, уверяю вас, сегодня очень хорошо и плодотворно работает над тем, чтобы основные продукты питания были доступны именно в ценовом отношении. Я призываю всех успокоиться, чтобы и поставщикам, и ретейлу, и правительству на разных уровнях дать возможность спокойно оценить ситуацию, увидеть слабые места и отреагировать на них, принять соответствующие меры. А когда все на нервах и на ажиотаже, это сложно сделать».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева