Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Держишь в руке и теряешь»: экономист объяснил, почему валюта в России уходит на второй план

Редакция «ФедералПресс» / Сергей Наумов
Свердловская область
22 АПРЕЛЯ, 2022

Марамыгин Максим Сергеевич

экономика, Наука и образование
Уральский ФО

С 18 апреля российские банки возобновили продажу наличной валюты гражданам за рубли, но продавать можно только ту валюту, которая поступила в кассы после 9 апреля. По словам доцента Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуарда Джагитяна, действия Центробанка были направлены на адаптацию российской экономики к санкционному давлению. Поэтому сейчас все делается «на достижение экономической сбалансированности, а в коммерческой деятельности – на получение прибыли». Директор Института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин рассказал о том, что смягчение ограничений – верный признак того, что внутренний валютный рынок приходит в себя:

«Мы видим, как стабилизируется обстановка с внутренним валютным рынком. Когда были введены ограничения, когда у крупных коммерческих банков – наших монстров – счета оказались одномоментно заморожены, чего добивались наши западные «партнеры»? Они добивались того, что, отрубив одномоментно наши западные потоки, они вызовут ажиотаж и обвал на внутреннем валютном рынке.

Мы и наблюдали это первые дни, когда рубль подскакивал до 150 рублей за доллар. Тогда Центральный банк России, понимая, что он не может просто так выбросить на рынок валюту, просто потому, что его отрезали от наших валютных счетов, сказал: «Нет. Мы валютой не торгуем». Для экспортеров был введен особый порядок, они обязаны были продавать всю валюту, которая поступает к ним на счета. Таким образом удалось буквально меньше, чем за месяц стабилизировать внутренний валютный рынок. Курс рубля к доллару не просто вернулся к докризисному показателю, он даже опустился ниже показателя, который был на конец февраля текущего года.

В марте западные страны заморозили около $ 300 млрд, ожидая, что тем самым они нанесут мощный удар российской экономике. Однако сдерживать валюту от ажиотажного спроса долго не пришлось. Поступления валюты очень большие, потому что цены на энергоносители взлетели, цены на металлы выросли (на некоторые из них – в 2-3 раза). Валютная выручка, которая поступает в Россию, увеличилась. Физические объемы продажи металлов и энергоносителей сократились, а валютная составляющая этой торговли увеличилась. Для того, чтобы поддержать валютный рынок, нам не нужны даже наши резервы – эти 300 миллиардов, замороженных Западом. Центробанк посчитал: поступления валюты столь велико, что текущих поступлений хватает для того, чтобы начать удовлетворять спрос на покупку валюты внутри страны.

Сегодня не стоит опасаться ажиотажного спроса, доллары будут скупать скорее как символический образ «заначки», чем как вложение. Покупка наличной валюты чем интересна? Это некая оторванная стоимость, лежащая под матрасом, хрустящая, греющая душу. Это отложилось на подкорке сознания россиян. Но мир серьезно меняется. Давайте говорить откровенно, инфляция в США 8,5 %. Держа в руке валютную наличку, человек все равно теряет. Да, получение валюты интересно туристам, но если учесть, что туристические поездки на сегодняшний день резко ограничены, то и интерес к валюте немного отходит на второй план».

Фото: Andrey Arkusha / Russian Look / globallookpress.com