Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Аналитик об итогах Госсовета по строительству: «Советская практика возвращается в нашу экономику»

Редакция «ФедералПресс» / Владимир Яковлев
Москва
21 ИЮНЯ, 2022

Гагарин Анатолий Станиславович

политика, Политология и политтехнологии
Уральский ФО

Решения, принятые по итогам заседания президиума Госсовета с участием президента РФ Владимира Путина во вторник, станут определяющими не только для всей строительной отрасли, но и для подавляющего большинства россиян, считает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин. Он рассказал «ФедералПресс», как советская практика пятилеток возвращается в экономику и почему программа строительства будет безусловно поддержана населением:

«Надо понимать, что сейчас перед экономикой страны стоят важные задачи, которые связаны прежде всего с решением социальных вопросов, и одна из главных задач – это не просто улучшение экономического положения страны, но, главное, стабильность и обеспечение социальных запросов населения. Именно поэтому упор сейчас сделан на то, как говорится в русской поговорке «хорошо тому, кто в своем дому», которую президент привел в пример. Это, безусловно, та цель, которая должна быть достигнута в очень сжатые сроки. Тем более что для этого сейчас у экономики есть соответствующие ресурсы, мы имеем возможность перезапустить строительную отрасль и направить ее на решение, прежде всего, жилищных вопросов. И, главное, обозначенные сегодня задачи осуществимы: за ними стоят хорошие расчеты. Цифры впечатляющие и основаны на тех реальных возможностях, которые, согласно подсчетам экономистов, есть сейчас у нашей строительной отрасли.

Президент привел статистику, согласно которой 65 % населения хотели бы улучшить свои жилищные условия, и вот сегодня такая возможность есть. Но для этого необходимо несколько механизмов, и создание механизмов для реализации этих задач – тоже задача, которую президент сегодня поставил перед правительством. Я думаю, она будет реализована в соответствии с программами, которые были озвучены.

Один из этих механизмов – это, конечно же, ипотека. Точнее, низкая процентная ставка по ипотечным кредитам, которая действительно позволит придать новый импульс строительству. Так, льготная ипотека на индивидуальное жилищное строительство [под 8–9 %] уже обкатана в течение нескольких лет и в целом основана на трендах, которые сейчас везде являются доминирующими. То есть очень много граждан хотели бы участвовать в этом, получить свою долю в индивидуальном жилищном строительстве. То, что сейчас это учитывается, запланировано, на это выделяются соответствующие ресурсы и привлекаются механизмы – все это говорит о создании комфортных условий для жизни наших граждан. Понимаете, не так, скажем, как это было в хрущевские времена – построить хрущевку и дать гражданам возможность получить маленькую-маленькую клетушку. Потому что тогда была задача всех выселить из бараков, и эта задача была решена. Сейчас задача совершенно другая – дать гражданам возможность получить комфортное жилье, именно для этого создаются программы, и люди, в том числе, могут выбрать – жить в «человейниках» или получить свое индивидуальное жилье.

Я считаю, это очень хороший стимул для людей, потому что они получат возможность реализовать свои желания, где-то улучшить свое жилье, где-то обменять одно жилье на другое – здесь свобода действий весьма высока. В программе говорится, что сейчас строится 250–300 тысяч индивидуальных домов в год, а при запуске ипотеки на ИЖС под 8–9 % экономисты рассчитывают на прирост показателя на 100 тысяч домов ежегодно. Но аппетит приходит во время еды, и я думаю, что желающих будет больше, потому что мы видим – это мировой тренд. Люди хотят получить возможность построить такое жилье и жить в свое удовольствие. И эти темпы, мне кажется, будут возрастать. Ведь такие механизмы создаются для того, чтобы стимулировать строительную отрасль заниматься именно этим. Не строить, условно говоря, небоскребы точечной застройки, которые всем уже надоели и вызывают протесты у людей, а все-таки идти в ту отрасль, которая пока еще не так развита, как хотелось бы. (Хотя мы видим, темпы достаточно высокие – это говорит о том, что люди готовы платить деньги за такое жилье). Льготный механизм – это возможность, с одной стороны, поощрить население, а с другой стороны, простимулировать строительную отрасль, которая бы вложилась в это, имея определенные гарантии государства. Потому что без государства, конечно, реализовать такие задачи невозможно.

Есть еще несколько направлений, помимо названного. Это, во-первых, сокращение на 30 % продолжительности инвестиционно-строительного цикла, что задаст новую скорость реализации планов, стоящих перед строительной отраслью. Во-вторых, пятилетний план дорожного строительства, в-третьих, пятилетняя программа инфраструктурных бюджетных кредитов, и многое другое. То есть мы видим, что советская практика пятилеток так или иначе возвращается в нашу экономику, и это основано прежде всего на анализе существующих экономических циклов.

Я думаю, программа строительства, которая принимается на пять лет, своей системной реализацией позволит решить очень много задач. И думаю, она безусловно будет поддержана населением, а если говорить о представителях нашей строительной отрасли, то они давно ждут таких решений. В целом же амбициозные программы, которые были сегодня анонсированы – это совершенно просчитанное уже сейчас решение, которое [в сфере строительства и ЖКХ] будет иметь нарастающие темпы в ближайшее время».

Комплексная программа «Строительство», рассчитанная на 5 лет с продлением до 2030 года, была вынесена во вторник на заседание президиума Государственного совета, в котором принял участие президент РФ Владимир Путин. Она предусматривает, в частности, увеличение объема жилищного строительства к 2030 году до 120 млн кв. метров в год и выше, улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно и качества городской среды в 1,5 раза, развитие ИЖС путем льготного кредитования под 8–9 % годовых и рядом других льгот, доведение до нормативного состояния 85 % дорожной сети в крупнейших городских агломерациях и так далее.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова