Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
13 ИЮЛЯ, 2022
Совет Федерации одобрил законопроект, регламентирующий состав и порядок взимания налогов с цифровых финансовых активов (ЦФА), четко оговорив, кто и при каких обстоятельствах их уплачивает. В чем его суть, какие он открывает горизонты для российской бизнеса, «ФедералПресс» рассказал Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»:
«Принятый законопроект об особом порядке уплаты налогов с ЦФА имеет большое значение для российской экономики, поскольку позволяет урегулировать целый комплекс связанных с ними проблем, которые ранее никак не удавалось решить.
Стоит отметить, что еще в 2021 году в России вступил в силу закон о ЦФА, в котором дается их определение и участники их оборота. Согласно его положениям, ЦФА – это инструмент на основе блокчейна, позволяющий осуществлять цифровые права по денежным требованиям, эмиссионным ценным бумагам либо права участия в капитале непубличного акционерного общества.
ЦФА могут быть гибридными и обеспеченными, причем различным имуществом (деньгами, ценными бумагами, товарами) или услугами. В целом ЦФА имеют свойства криптовалют. Они учитываются токенами в системе блокчейн и их можно программировать в смарт-контрактах.
За время, прошедшее с момента принятия этого закона, Банк России зарегистрировал три платформы, которые могут выпускать ЦФА: Atomyze, созданная «Интерросом», площадка «Сбербанка» и Lighthouse, организованная одноименной фирмой вместе с «Трансмашхолдингом». В то же время полноценный оборот ЦФА сдерживался до сегодняшнего дня пробелами в российском праве.
Например, до утверждения законопроекта сделки с ЦФА облагались НДС, причем не с их наценок, устанавливаемых при их продаже, а с их полной стоимости. Аналогичная ситуация была и с НДФЛ – нельзя было применить вычеты, учесть расходы и убытки от сделок с ЦФА.
Сейчас же, на мой взгляд, новый закон предусматривает более справедливый и логичный подход, близкий к налогообложению ценных бумаг, в частности, он четко регламентирует уплату с ЦФА НДС, НДФЛ и налога на прибыль компаний.
Так, к доходам российских организаций от реализации ЦФА будет применяться ставка 13 %, а при сумме выше 5 млн рублей – 15 %. К доходам, полученным иностранными организациями – ставка 15 %. В отношении НДФЛ действует тот же принцип. Помимо этого, НДС не будут облагаться операции по реализации ЦФА на территории России, услуги операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА, за исключением консультаций и предоставления прав на использование программного обеспечения.
Важным преимуществом нового закона является возможность учета убытков, полученных от операций, аналогичных сделкам с ЦФА, включая операции с ценными бумагами, не обращающимися на рынке, что делает порядок налогообложения ЦФА близким к ним.
Кроме того, новый закон устанавливает, что финансовый результат по операциям с ЦФА определяется датой осуществления выплаты дохода. Это тоже, безусловно, преимущество, так как выплата может быть отсрочена, соответственно, налогообложение в таком случае будет сдвигаться до ее осуществления.
При реализации ЦФА, включающих одновременно утилитарные цифровые права (УЦП), налоговая база определяется как разница между ценами их продажи и приобретения. Вычетам подлежат суммы, исчисленные и уплаченные при получении оплаты в связи с выпуском цифрового актива.
Замечу, что ЦФА – это дополнительный инструмент привлечения финансирования. Он имеет хороший потенциал для использования в малом и среднем предпринимательстве (МСП) за счет быстрого запуска проектов выпуска ЦФА, меньшего посреднического участия (по сравнению с эмиссией облигаций). Де-юре для МСП существовала возможность размещения облигаций среди инвесторов, де-факто – существовали серьезные организационные издержки и процедуры, необходимые для соблюдения требований законодательства.
Срок же привлечения инвестиций при выпуске облигаций составлял от полугода и более. В рамках ЦФА сроки получения финансирования могут быть сокращены. В принципе, это альтернативный инструмент, в том числе для тех для компаний, которые, возможно, не имеют достаточного веса, кредитного рейтинга, чтобы проводить эмиссию ценных бумаг. Через цифровые технологии, ЦФА есть возможность привлечения дополнительного финансирования, открывающая новые возможности и являющаяся как никогда важной.
Инструменты цифровизации, смарт-контракты, блокчейн-системы, криптовалюты в настоящее время очень активно встраиваются в мировую экономику и становятся трендовыми точками роста. Соответственно, корректировка налогообложения в данной сфере дает возможность дальнейшего развития тех положений, которые были закреплены в 2020–2021 годах в федеральном законе о цифровых активах и цифровой валюте.
Фото: freepik.com