Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
28 ОКТЯБРЯ, 2022
Владимир Путин традиционно выступил с речью на пленарном заседании Валдайского клуба. «Эту речь будут читать и перечитывать», – анонсировал выступление пресс-секретарь Дмитрий Песков. К кому обращался президент, «ФедералПресс» рассказал Петр Кирьян, руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем:
«После Мюнхенской речи и ряда программных статей, которые публиковались в западной прессе, а также выступления с исторической оценкой Украины, речь Путина на «Валдае» – это следующий документ, к которому как минимум историки и политологи будут потом обращаться. Он станет таким референсом, поскольку Валдайский клуб – это дискуссионная площадка, где было сделано во многом внешнее обращение, был дан сигнал внешней аудитории. Потому что для общения с гражданами, с чиновниками, с бизнесом есть другие форматы, и не всегда они открытые.
Если мы не будем касаться сессии «вопрос – ответ», а рассмотрим само выступление, там на себя обращают внимание два момента. Во-первых, это внимательное отношение к Западу, который по концепции выступления делится на две категории: есть некоторый Запад, который как набор текущих действий характеризуется неоколониализмом. А есть Запад как носитель культуры и определенных установок, в которых, как несколько раз подчеркивал президент, Россия не считает себя оппонентом или врагом. Более того, отдельные культурные наследия Запада нам понятны и разделяемы, и далее и далее по списку.
После этого разговор президент плавно переходит к вопросу сегодняшней субъектности Европы: насколько она субъектная по отношению к США, не является ли, так сказать, зависимым игроком в этом тандеме. И как она себя видит применительно к Большой Евразии, которую, может, не очень развернуто, но президент упомянул. И намекнул, что Центральная и Западная Европа – это часть Большой Евразии. В планетарном масштабе это цивилизация, к которой Европа могла бы присоединиться.
Что касается смысла самого выступления, оно было весьма прагматичным. Путин выступает за прагматичный диалог, что в его понимании трактуется как взаимовыгодное сотрудничество. Россия открыта к Европе, несмотря на разные оценки ситуации вокруг СВО, по постсоветским территориям. И даже при том, что политика открытости России начала 90-х не дала ответного результата, место для диалога президент видит. Что ему ответят лидеры Западной Европы – мы пока не знаем.
Владимир Путин видит Европу как глобального самостоятельного игрока, однако на данный момент не видит, чтобы такой потенциал был реализован. Понимает ли Европа, в чем ее интерес в разделении позиций США по санкционной политике или альянсу НАТО? Возможно, у европейских лидеров есть ответы на эти вопросы, но наша дипломатия их не считывает. Пока Россия исходит из оценки, что санкционная политика негативно сказывается на экономике Евросоюза».
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com