Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Бизнесмен рассказал, как изменятся ТРЦ в ближайшем будущем: «Развлечения вместо торговли»

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Новосибирская область
17 ФЕВРАЛЯ, 2023

Теплицкий Аркадий Юрьевич

Бизнес, Потребительский рынок
Санкт-Петербург

Торгово-развлекательные центры пережили несколько серьезных ударов за последние годы: от пандемии до массового исхода иностранных брендов. Останутся ли привычные горожанами ТРЦ на своих местах и что в новых условиях в них изменится внутри, рассказал «ФедералПресс» вице-президент холдинга «Адамант» (включает 20 моллов) Аркадий Теплицкий:

«Первый катастрофический удар по всей отрасли коммерческого девелопмента нанесла пандемия. Благодаря грамотной политике государства эта проблема не затянулась надолго, но свой след она все же оставила. Здесь в выигрышном положении оказались те, кто проявил гибкость, например, освободил от платы арендаторов. Это создало сиюминутные трудности, ведь за земельные участки и услуги ЖКХ платить центрам надо, но это был стратегически верный ход. Большинство холдингов уже вернулись к допандемийным показателям. Те же, что вели себя жестко по отношению к арендаторам, до сих пор чувствуют себя неважно.

Второй эпизод – это уход иностранных брендов. Здесь на самом деле все не так страшно, потому что многие арендаторы перерегистрировали бизнес как китайский. Им потребовалось время на переоформление, но фактически они остались на прежних местах в ТРЦ, и качество их продукции не упало.

Гораздо более важный фактор – это постепенный переход торговли в интернет. Это закономерный процесс, не связанный ни с пандемией, ни с внешнеполитической напряженностью, и он наблюдается по всему миру. Мы знаем, что в том числе в США и Европе есть прецеденты опустевших торговых центров.

Тут я хочу всех успокоить: ТРЦ останутся на своих местах, никто их сносить не будет. Но их внутреннее наполнение поменяется. Моллы становятся местами развлечений, проведения времени, а покупки здесь – это второстепенная цель. И на самом деле многие собственники торгово-развлекательных центров – люди дальновидные, они уже сегодня начинают пересматривать форматы, все большие площади отдавая под фудмаркеты, детские аттракционы и прочие досуговые локации. ТРЦ станут местом, где хорошо проводить выходные с семьей и друзьями.

Кстати, моллы – не единственная сфера, которую ждет переформатирование. Пандемия приучила многих к удаленной работе, и не все хотят сегодня возвращаться в кабинеты. А это ставит вопрос о будущем офисных центров – им тоже придется как-то адаптироваться к изменяющемуся миру».

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова