Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Иллюзия надежности: экономист объяснил, почему в США банкротятся банки

Редакция «ФедералПресс» / Святослав Фирсов
Москва
14 МАРТА, 2023

Беляев Михаил Кимович

экономика
ЦФО

Государственная помощь вкладчикам Silicon Valley Bank означает, что американский капитализм «рушится», заявил основатель хедж-фонда Citadel, миллиардер Кен Гриффин. Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс» о причинах банковского кризиса в США:

«Эта ситуация спровоцирована санкциями. Правда, не непосредственно, а через две-три итерации, потому что именно санкции спровоцировали инфляционный всплеск. Инфляционный всплеск спровоцировал проблемы в экономике, а проблемы в экономике ослабили банковский сектор. Два слабых звена в банковском секторе лопнули. Говорить о том, что может быть цепная реакция, пока трудно, потому что остальные банки стоят на ногах. Лопнули специфические банки, один из которых был заряжен на стартапы, а второй – на криптовалюты. Другие банки пока держатся, но если будут продолжаться сложности в экономике и американцы не смогут выйти из этой ситуации, то будет кризис в экономике и банковской системе. Существенным компонентом, который все это усугубил, стали санкции. Однако они значительно обострили ситуацию. И санкции, и ковид сошлись в одной точке.

В Америке сейчас ситуация не самая лучшая, она не кризисная, но она достаточно тревожная в экономическом смысле. Потому что Америка пережила коронавирусную ситуацию, когда у нее была застопорена экономика, плюс сейчас в связи с глобальным экономическим переделом мира вскрылись недостатки американской экономики. Их давно вскрыл еще Трамп, но к американской промышленности это не очень прикладывалось. Не все верили в то, что американская экономика нуждается в хорошей встряске и перестройке, но сейчас она эту встряску получила. Плюс таким существенным фактором того, что эта встряска усилилась, послужили санкции, которые ввел коллективный Запад, и прежде всего США, по отношению к России. Это вылилось в то, что в Западной Европе и Америке начались инфляционные тенденции в связи с удорожанием топлива и энергоносителей. Это всколыхнуло и социальную среду, вызвало дополнительные проблемы в промышленности. Собственно, в этом состоянии экономика находится сейчас. На этом фоне случилось два банкротства банков. Это случилось на фоне слабости американской экономики, но каждый из банков рухнул по своей причине.

Silicon Valley Bank обанкротился, потому что он был загружен и ориентировался на работу с высокотехнологичными компаниями и стартапами. Они работают только тогда, когда в экономике все хорошо. Их позиции не очень устойчивы, они только начинают свою деятельность. Когда в экономике есть какие-то неурядицы, они становятся очень уязвимыми в финансовом отношении, что и произошло. После того как в Silicon Valley случились сбои, последовал стандартный ход – набег вкладчиков. Вкладчики стали массово отзывать свои вклады, депозиты, если речь идет о промышленности, что еще больше ослабило банк, подорвало его и привело к банкротству.

Signature Bank обанкротился тоже на фоне слабости экономики и прочих неурядиц, но оказалось, что он слишком загружен в криптовалюту, которую некоторые считают по недомыслию сверхнадежным активом. Он работал с криптовалютой, которая тоже пошатнулась и которая ни в коем случае не может считаться надежным финансовым материалом. Правда, этот банк утверждал, что у него не так много активных операций с криптовалютой, но достаточно было того, что его пассивы были сформированы криптовалютным компонентом. От этого обрушился второй банк, он упал на криптовалюте. Вроде бы глубинная причина одна и та же – неурядицы в экономике, но у каждого банка сложилась своя судьба.

Что касается потери четырьмя банками 52 миллиардов долларов – это потери в ценных бумагах, это их рыночные потери рыночной стоимости. Если мы представим банк как кошелек, в котором есть деньги, то эти деньги в банках не затронуты. Подорвана сама стоимость кошелька – вышел из моды или что-то еще случилось. Это падение акций курсовой и рыночной стоимости четырех банков. Это чисто биржевые явления.

Что предприняло правительство? Оно предприняло ряд стандартных мер, которые предпринимаются в такого рода ситуациях. Первое – гарантировало возврат всех депозитов и вкладов клиентам банка, для того чтобы не допустить паники в банковском секторе. В США все вклады застрахованы в Federal Deposit Insurance Corporation, корпорации по страхованию депозитов. Это как наше Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Там застраховано с каждого вклада по 250 тысяч долларов. Плюс правительство разрешило занимать в федеральном резерве деньги практически в неограниченном количестве для того, чтобы банки не продавали свои пакеты ценных бумаг и не оголяли свои балансы. Еще оно разрешило считать ценные бумаги не по рыночному курсу, поскольку их котировки обвалились, а по номиналу, что должно укрепить банк.

Говорить о том, разовьется ли эта ситуация в более негативном ключе, непросто, потому что мы не знаем, как будет себя вести экономика США в ближайшее время и какие меры будут предприняты правительством. Если меры будут эффективными и адекватными, если экономике удастся придать импульс и более динамичное развитие, то мы не вправе ожидать банковского кризиса. Если же ситуация во всей экономике пойдет по другому руслу, то, соответственно, и банкам придется тяжело.

Если говорить об аналогиях с 2008 годом, то там совершенно другое. В 2008 году произошел кризис в ипотечной сфере. Банки США были завязаны на ипотеку, в ней произошло перекредитование, и она не смогла реализоваться через продажу домов. После этого пузырь лопнул, лопнул Lehman Brothers, и он вызвал цепную реакцию. Иногда просят сравнить эту ситуацию с 1929 годом, но в 1929 году был классический кризис товарного и промышленного перепроизводства. И промышленность рухнула, и банки рухнули, и биржи рухнули. Хоть на поверхности это выглядит как «рухнуло-рухнуло-рухнуло», но по разным причинам. Поэтому с точки зрения экономики любая аналогия хромает».

Фото: Li Jianguo / XinHua / globallookpress.com