Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Экономист рассказал, чем отличается цифровой рубль от обычного: «Лучше приспособлен к современным технологиям»

Редакция «ФедералПресс» / Святослав Фирсов
Москва
20 АПРЕЛЯ, 2023

Беляев Михаил Кимович

экономика
ЦФО

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о том, что переводы в цифровых рублях будут бесплатными для граждан, сумма для пополнения электронного кошелька составит 300 тысяч рублей в месяц. Экономист, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс» о достоинствах и недостатках цифрового рубля:

«Цифровая валюта существует в виртуальном мире, она не имеет материального аналога и создается с помощью специальных программ. Мир криптовалют делится на два класса. Первый класс – тот, который у всех на уме, все, что связано с биткоином, эфириумом и прочими криптовалютами. Они создаются за пределами национальной экономики, за пределами центрального банка. Их создают либо отдельные лица, либо какие-то анонимные группы. Это созданная в виртуальном мире валюта, виртуальная, которая каким-то образом через рекламу, через компьютерные сети, информационный фон собирается в сообщество людей, считающих, что это именно та денежная единица, которую они могут применять для каких-то своих нужд. Для этого существуют расчеты, платежи, котировки. Их можно либо «намайнить», то есть добыть с помощью цифрового алгоритма, либо купить на рынке за «нормальные» деньги.

Второй класс криптовалют – это то, что по-английски называется CBDC (Central bank digital currency, цифровая валюта центрального банка). С предыдущим классом их объединяет только слово «крипто». Больше ничего похожего, кроме цифровых алгоритмов, нет. С экономической точки зрения между ними общего нет ничего. Первые издаются какой-то группой людей за пределами национальной экономики, а цифровой рубль – это то, что выпускает центральный банк под своей эгидой и урегулированием.

Соответственно, это та валюта, которая будет выпускаться в виртуальной, цифровой форме, в сфере безналичного денежного оборота. Из этого делается простой вывод: это никакая не третья форма валюты, с точки зрения экономиста это та же самая безналичная валюта, та же денежная единица, тот же безналичный рубль, оборот которого обслуживается определенным информационным обеспечением, и который лучше приспособлен под компьютерное обеспечение банков. Банк – это информационная система, которая работает не с деньгами, а с денежной информацией. Цифровой рубль лучше приспособлен под информационные технологии, которые существуют сейчас, которые применяют банки.

Никакого экономического отличия от обычного безналичного оборота нет, они просто более удобны. Никакой разницы с точки зрения потребителя между обычным безналичным рублем, который у вас находится на пластиковой карте, и цифровым рублем нет. Поэтому не может быть никакой курсовой разницы между цифровым рублем и безналичным, к которому мы привыкли. Именно поэтому не может быть никакого майнинга цифрового рубля, его добычи.

Насколько они могут трансформироваться друг в друга – пока сложно сказать, это вопрос совместимости программ. Представьте, что у вас одна карта Visa, а другая – МИР. Разница точно такая же».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева