Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Психолог о детской жестокости: «Она записана в генетике человечества»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
15 НОЯБРЯ, 2023

Зберовский Андрей Викторович

Медицина и здравоохранение
Свердловская область

О случаях агрессии среди школьников в последнее время мы слышим все чаще. Например, недавно в одном из учебных заведений города Татарска несовершеннолетнюю девочку избил 13-летний подросток, а в Новосибирске несколько детей убили человека. Почему дети проявляют жестокость, откуда она берется и на что обращать внимание во время общения с подростками? Об этом «ФедералПресс» рассказал психолог и лектор общества «Знание» Андрей Зберовский:

«К сожалению, жестокость записана в генетике человечества. Иначе бы род человека не выжил в процессе эволюции. Мы миллионы лет убивали животных и себе подобных. Еще сто лет назад большинство людей жило в сельской местности, где любой ребенок мог отрубить голову курице, побить палкой заблудившуюся корову или козу, дрался на улице с соседскими детьми. И это не считалось ни аномалией, ни жестокостью. Однако с 20 века человечество стало городским и принесло курс на гуманизм. Сейчас в семье и в школе мы пытаемся привить детям более гуманные стандарты, стремимся методами культуры и образования изменить поведение детей в сторону большего сочувствия и сопереживания, развиваем эмоциональную эмпатию. В принципе, это постепенно удается: общество и дети становятся добрее. Это особенно касается той части общества, где нормой является чтение умных книг. Потому что книги заметно повышают интеллект, помогают думать перед тем, как что-то будет сделано, сдерживают и вовремя гасят первобытную жестокость. Там же, где в семьях не читают, а получают сырую видеоинформацию – фильмы, сериалы, интернет – к сожалению, окультуривание идет хуже, и звериная жестокость сохраняется.

В последние двадцать лет детская жестокость получила дополнительную поддержку благодаря кровавым компьютерным играм с симуляцией насилия и межнациональным конфликтам детей во дворах. Ведь в эпоху миграции ребята привыкают разделять окружающих на «своих» и «чужих», включают древнее групповое поведение, ведущее к конфликтам. Педагоги и психологи понимают, что, к сожалению, многие из детей могут совершать жестокие поступки. После чего включается культурное осмысление, проводят работу родители и учителя, и ребенок осознает неправильность дикого первобытного поведения в 21 веке.

Если же сына или дочь вовремя не научить стандартам гуманности и сострадания, они могут остаться дикарями по своей ментальности и превратиться в садистов, преступников и маньяков. Когда нет сочувствия, а есть только злорадство. Особенно страшно групповое насилие, когда жестокие дети сбиваются в компании. Если к жестокости над животными и детьми прибавляется пиромания, страсть к поджогам, это часто признак будущего насильника и маньяка. Поэтому в семье и в школе важно вовремя выявлять такие случаи и прорабатывать их методами диалога, гася жестокость вовремя».

Фото: pxhere.com