Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Денежные мешки: как YouTube видит своих пользователей

Редакция «ФедералПресс» / Аркадий Канунников
Москва
4 АПРЕЛЯ, 2024

Кирьянов Артем Юрьевич

политика, Общественная деятельность
Москва

Видеохостинг YouTube перестал платить отечественным авторам контента, но не перестал зарабатывать на российских пользователях миллионы. Возможно ли рассматривать аудиторию как средство заработка, при этом не поступаясь интересами людей? Или в своем стремлении извлечь финансовую выгоду из зрителей платформа готова пойти на все? Свое мнение на этот счет высказал заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике Артем Кирьянов:

«Напомню, что YouTube управляет Alphabet Inc. Это огромная корпорация, которая во всех своих решениях, в организации работы, в отношении к пользователям, в политике безопасности – во всем ориентируется на деньги. Об этом факте стоит всегда помнить, пользуясь их продуктами.

ИТ-гиганты идут по пути наращивания прибыли, с которого уже невозможно свернуть, потому что поворот в сторону обойдется им слишком дорого. Когда передвигаются глыбы такого финансового масштаба, любое неосторожное движение может привести к краху. Поэтому головы-калькуляторы, сидящие в кожаных креслах штаб-квартир Google, никогда не допустят даже малейшей неосторожности. И ни цента не потратят на отвлеченные задачи, которые не сулят денежного успеха.

Канадский дипломат, лауреат Нобелевской премии мира Лестер Пирсон как-то заметил интересную вещь: «Если у кого-то квартира до потолка забита газетами – мы называем его сумасшедшим. Если женщина живет в трейлере, полном кошек, – мы зовем ее чокнутой. Но когда люди патологически накапливают такие суммы, что ввергают в бедность целую нацию, – мы помещаем их на обложку журнала Forbes и делаем вид, что это образец для подражания». Именно с таким эффектом мы сталкиваемся в случае с Alphabet и YouTube. Пользователи воспринимают неадекватные суммы в обороте видеохостинга как показатель финансового успеха, вместо того чтобы задуматься, какой ценой строятся такие империи.

Между тем достаточно посмотреть последние новости, чтобы понять: с YouTube что-то не так. Накануне стало известно, что в Бангладеше могут на государственном уровне запретить работу YouTube и Facebook*, потому что платформы не принимают никаких мер по борьбе с дезинформацией и киберпреступлениями, хотя правительство настоятельно призывало ИТ-гигантов разобраться в ситуации.

Какие же инфоповоды тем временем раскручивает сам YouTube? «Большинство создателей контента в Shorts зарабатывают по 20 тыс. долларов в месяц», – вот что сообщает нам видеохостинг. «У нас много денег, зарабатывайте деньги», – на это активно обращают внимание аудитории, пока в одной из беднейших стран мира безуспешно просят площадку заняться вопросами безопасности.

Видеохостинг ни капли не интересуется безопасностью людей. Площадка видит в пользователях только средство заработка. Гуманность и этические нормы – понятия, к которым администрация YouTube прибегает, когда считает, что это понравится инвесторам. А меры безопасности на платформе – условность, на которой можно сэкономить.

Годами видеохостинг с его космическими доходами не может или не хочет решать проблему с модерацией. Деструктивный контент, в том числе направленный на детскую аудиторию, продолжает наводнять платформу. В корпорации заявляют, что тестируют множество новых методов модерации, но при этом не раскрывают отчетов и не предоставляют никакой конкретики.

Проверка контента человеком-специалистом вызывает не меньше вопросов. Пользователи, которым не повезло взаимодействовать с модераторами или службой поддержки видеохостинга, постоянно жалуются на долгие ответы. Складывается ощущение, что штат YouTube совершенно не в состоянии справиться с тем объемом работы, который необходимо делать. Претензии к условиям труда модераторов площадки уже высказывались. Alphabet Inc. даже был вынужден заплатить немало денег, чтобы урегулировать иск от бывших работников, недовольных отношением к сотрудникам.

То, что этических ориентиров на дороге к заработку YouTube не замечает, доказывает и его спорная система монетизации. Осенью прошлого года видеохостинг внес корректировки в свои правила для рекламодателей и разрешил монетизировать контент на крайне неоднозначные темы, среди которых темы домашнего и сексуального насилия, а также расстройств пищевого поведения. Подобные изменения могут стимулировать рост деструктивного контента, что особенно опасно вкупе с некачественной модерацией. Однако, видимо, такое решение было финансово выгодным.

И так во всем, что касается деятельности YouTube. Нет смысла удивляться равнодушию платформы к негативному влиянию, которое бесконтрольно множащийся контент оказывает на аудиторию. Роликов должно становиться больше, чтобы росло количество рекламы, а с ней – прибыль компании. Денежный поток не будут перекрывать из-за того, что кто-то пострадает. Пусть даже это будут сотни тысяч людей. Поэтому нужно не ждать заботы от ИТ-гиганта, а позаботиться о себе самим и переходить на более здоровые и экологичные платформы».

* Деятельность материнской компании Meta запрещена в России как экстремистская

Фото: unsplash.com