Редакция «ФедералПресс» / Фаддей Александров
Москва
24 ИЮНЯ, 2024
В Дагестане впервые за 12 лет совершен двойной теракт. Люди с оружием напали на два православных храма, пост ДПС и синагогу в Дербенте и Махачкале, сообщал Национальный антитеррористический комитет. В Следственном комитете сообщили, что погибли 15 полицейских и четверо гражданских. Среди боевиков оказались два сына и племянник главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова. «ФедералПресс» поговорил с политологом Константином Калачевым о том, какие последствия ждут властей региона и почему в принципе могло произойти подобное.
«Я предполагаю, что в первую очередь последствия могут наступить для властей районного уровня. Главе Дагестана Сергею Меликову нужно перепроверить и перетрясти всю управленческую вертикаль Дагестана. У нас есть представление о том, что в радикальные исламисты подаются молодые люди, лишенные жизненных перспектив, необразованные безработные и так далее. Оказывается, все не так, когда два сына районного главы проводят теракты. Это уже серьезный звонок по поводу состояния дел в элитах.
Для главы Дагестана это серьезный вызов – надо задуматься о кадровой политике. Совершенно очевидно, что именно бездействие или попустительство властей на уровне сельского поселения или района создает условия для формирования вот таких вот террористических бригад.
Во-первых, необходимо взаимодействие исполнительной власти, правоохранительных органов с традиционным исламом. Совершенно очевидно, что традиционный ислам проигрывает битву за умы и сердца молодежи. Во всяком случае, кое-где проигрывает, иначе бы этого всего не было.
Нужна профилактическая работа, а самое главное, нужно все, наверное, перестраивать и менять, потому что лучшей гарантией от подобных эксцессов является нормальное светское образование, социализированность, встроенность людей, возможность самореализации, возможность строить карьеру, создавать семьи, получать хорошую работу, но даже это, наверное, не панацея. Как ни странно, но некоторые люди, у которых вроде бы есть работа и семья, все равно тяготели к радикализму.
Я думаю, что это в том числе издержки школьного образования в отдельных республиках Северного Кавказа – это издержки, так сказать идеологической работы, издержки, связанные с попустительством на уровне сельских поселений районов по отношению к радикально настроенным гражданам.
Произошедшее – типичный пример, когда все спустили на тормозах с нападением на самолет в Махачкале, когда там искали евреев. Этих людей, которые там искали евреев, их отмазывали как только могли, а надо было, наверное, принять самые жесткие, даже жестокие меры.
С одной стороны, надожестче, а с другой стороны, я говорю – нужно создавать условия для того, чтобы новое поколение вырастало образованным, культурным, светским, уважающим традиционные ценности, но современным.
Кстати, 18 февраля 2018 года (то есть задолго до Газы и «антисемитских беспорядков» в махачкалинском аэропорту) террорист-одиночка напал на прихожан храма Великомученика Георгия Победоносца в Кизляре. Тоже в день церковного праздника – Прощеного воскресенья. Тогда погибли пятеро женщин. Но кто это помнит? То есть проблема то не новая».
Фото: РИА Новости / Национальный антитеррористический комитет