Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о значении БАМа: «Это фундамент для сегодняшнего рывка вперед»

Редакция «ФедералПресс» / Герман Парло
Москва
9 ИЮЛЯ, 2024

Шаповалов Владимир Леонидович

Политология и политтехнологии
Москва

50 лет назад, 8 июля 1974 года, началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Политолог, член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов рассуждает о значении этого дня и БАМа для России и ее государственности:

«Для нашей страны это очень значимая дата. Мы отмечаем пятидесятилетие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Этому посвящены многие мероприятия – президент России Владимир Путин обращает непосредственное внимание на эту дату. Еще в апреле он проводил встречу с сообществом участников строительства БАМа, а сегодня также обратился к ним с приветственными словами.

Почему это очень значимая для России стройка? Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Россия – крупнейшее государство мира, евразийская, евро-тихоокеанская держава, раскинувшаяся на огромных пространствах. При этом для нашей страны всегда было значимым создание транспортных путей и коридоров. Это легко объяснимо: огромные пространства, сложные климатические условия, необходимость защиты, обороны, освоения этих пространств, сопряжения разных территорий в единое целое.

Можно вспомнить знаменитый Транссиб, который был построен в Российской империи в конце XIX века, и является величайшей стройкой человечества. Но одним Транссибом обойтись невозможно, поэтому уже в период Советского Союза возникло осознание необходимости строительства еще одной транспортной магистрали, которая свяжет районы центральной России, Сибири и Дальнего Востока и будет проходить севернее Транссиба. Это дает возможность вовлечения в активный экономический процесс, освоения значительных территорий нашей страны – от Красноярского края до Хабаровского края и Сахалина. Попытки начать строительство такой магистрали были предприняты еще в 1930-е годы, но тогда этому помешала война.

Спустя десятилетия стройка была осуществлена. Помимо чрезвычайно важного экономического значения, конечно, нужно учитывать огромный созидательный смысл в плане привлечения значительной массы советских граждан, в том числе молодежи, к данной стройке. В комсомольской стройке участвовало около 2 млн человек. Многие из них продолжают и в настоящее время жить на освоенной территории, участвовать в развитии этого транспортного коридора. Огромный энтузиазм масс, который был порожден этой стройкой, оставил огромный культурный след.

В последующем, к сожалению, в период распада Советского союза и экономического кризиса на какой-то период времени о БАМе практически забыли. Возобладала точка зрения о том, что это якобы «дорога в никуда».

Такая точка зрения абсолютно неправомерна, не соответствует истинной роли БАМа. В настоящее время мы возвращаем себе то ту значимость, которую имел БАМ изначально.

Благодаря инициативам нашего президента БАМ получил новую жизнь, новое наполнение. Происходит полное перевооружение, трансформация инфраструктуры БАМа: строится вторая ветка, и в ближайшее время БАМ станет значительно более мощным, чем это было раньше, в советское время.

Заложенные изначально смыслы и задачи БАМа в настоящий момент кажутся еще более актуальными, поскольку Россия все больше разворачивается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Это является вполне естественным, поскольку именно Азиатско-Тихоокеанский регион сейчас – активно развивающаяся часть мировой экономики. Здесь огромные потребности в природных ресурсах, большие страны, которые являются друзьями и союзниками России, нашими партнерами – это Китай, КНДР, Вьетнам, Индия, Индонезия. Разумеется, возможности контактов – экономических, культурных, политических, военно-стратегических – не представляются возможными без развитой инфраструктурной сети, прежде всего – железнодорожной.

Сейчас тот фундамент, который был создан в советское время 50 лет назад, является мощным основанием для нового рывка вперед».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева