Редакция «ФедералПресс» / Фаддей Александров
Москва
28 ИЮЛЯ, 2024
В этом году День военно-морского флота празднуется 28 июля, в последнее воскресенье месяца. Он был официально учрежден в 1939 году указом советского правительства, а история праздника началась с Гангутского сражения между шведскими и российскими кораблями. Журналист, писатель и военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец рассказал «ФедералПресс», в каком состоянии находится военно-морской флот страны сегодня и в чем его значимость для России.
«Значение ВМФ как было, так и осталось неизменным – быть военным щитом России. Это извечная функция нашего флота со времен Петра I, со времен победы нашего флота в Гангуте [первая в истории России морская победа русского флота – 7 августа 1714, у мыса Гангут в Балтийском море. – Прим. ред.] и до сегодняшнего дня. Как говорил Петр I, когда у страны есть сухопутная армия, это одна рука, а если еще есть флот – это значит, что есть и вторая рука.
Мы говорим, что сегодня значение нашего флота в таких напряженных условиях, как сейчас, значительно возрастает. У наших недругов есть ядерное оружие, а наш флот является сдерживающим фактором.
Наш флот переживал не лучшие времена в 90-е годы, когда его распродавали, пилили, когда пачками выводили из строя боевые корабли и подводные лодки. Сейчас он находится в стадии реанимации, потому что за последние годы мы наделали немало атомных и дизельных подводных лодок, надводных кораблей. Укрепляется наша морская авиация, наши береговые структуры.
Нашему флоту не везде живется уютно, потому что везде есть определенные угрозы. Возьмите, пожалуйста, Черноморский флот, который фактически находится в зоне боевых действий и вынужден реально бороться с противником. Возьмите Северный флот, где США хотят оттяпать у нас Северный морской путь. Это тоже очень серьезная угроза. С этого направления работает Северный флот. Возьмите Тихоокеанское направление. Там у нас есть масса недругов. Там формируется новый блок, в том числе выступает Австралия, которой Америка хочет поставить атомные подводные лодки. В общем, у нашего военно-морского флота забот хватает.
Я бы хотел особо сказать, что из видов вооруженных сил (сухопутных, военно-космических и военно-морских) флот первым перешел на контрактную основу. Сегодня на кораблях служат только контрактники. Это говорит о том, что флот заботится о профессионализме своих кадров, о том, чтобы на корабли и подлодки приходили не хлопчики на 12 месяцев, чтобы покурочить корабль и подлодку, а люди, которые хотят связать свою жизнь с армией и будут служить минимум пять лет. Это очень знаменательное событие.
Мы сегодня смотрим дальше, заглядываем в будущее. У нас грандиозные, амбициозные программы перевооружения флота, обновления флота. У нас есть проблемы, мы их не скрываем. Вы знаете, что у нас единственный авианесущий корабль уже третий год стоит на приколе. И понтон его тонул, и на него, беднягу, кран падал, и он горел. Я имею в виду, конечно, «Адмирала Кузнецова». И у нас неизвестно, когда он вступит в строй. Это серьезная проблема.
У нас есть корабли, которые строятся быстро. Военная судостроительная отрасль у нас оживает. Особенно, я повторюсь, за последние годы. Обратите внимание: целый выводок первоклассных лодок по плану становится в боевой строй. Есть у нас хорошие «кулаки» у Черноморского флота: шесть или семь дизельных подводных лодок, которые вооружены «Калибрами», и Черноморский флот активно участвует в нанесении ударов по противнику. Вы видите, что у нас и на Дальнем Востоке накачивает мышцы Тихоокеанский флот.
Ну что я вам скажу: мы просыпаемся после тяжелой болезни, мы реанимируемся».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева