Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
9 СЕНТЯБРЯ, 2024
С нового учебного года в школах России официально действует запрет на гаджеты. Среди учителей и родителей у нового закона нашлись как сторонники, так и противники. Но почему «экранчики с картинками» могут быть для школьников интереснее, чем задачи по физике или химические опыты? Можно ли ограничениями привить любовь к познанию и открытию нового? Об этом и многом другом «ФедералПресс» рассказал директор лицея № 369 в Петербурге Константин Тхостов:
«В нашем лицее нет запрета на гаджеты. Потому что у нас нет проблем с ними. У нас не было предпосылок, чтобы в запретительной форме коммуницировать с детьми на этот счет, так как мы пять лет создаем абсолютно открытую образовательную среду. Она предполагает, что процессы как в классе, так и за его пределами будут прозрачны. В чем смысл? Если урок интересный, подготовленный, то времени на глупости просто не хватит. Конечно, не стоит отрицать, что гаджеты мешают образовательному процессу. Это происходит тогда, когда ребенок отвлекается. У нас же доверительные отношения как с детьми, так и с родителями. Уроки довольно насыщенны по содержанию. У учеников нет желания сидеть в телефонах даже на переменах – они стараются как можно активнее провести этот промежуток между занятиями.
Я напомню, что в детстве у тех, кто принимает сегодня законы, никаких гаджетов не было. Но это не мешало им играть на скучных уроках в морской бой или крестики-нолики. Я уверен, что если запретить смартфоны, но не сделать уроки интересными, то мы точно вернем на занятия настольные игры.
Стоит сказать, что и гаджеты бывают разными. Это не всегда телефон. Это могут быть специальные устройства для образовательного процесса, необходимые для того, чтобы вес рюкзака не превышал вес ученика, вредя осанке и всему здоровью ребенка.
Да, закон о гаджетах, конечно, нужен для того, чтобы регламентировать отношения участников образовательного процесса. Но на вопрос, как это реализовывать, должна отвечать каждая школа в отдельности. Директор должен решить, кто конкретно будет следить за выполнением требований.
Отметим, что у нас в стране действует закон о частной собственности. И никто не вправе без соответствующей санкции претендовать на имущество другого человека. Это могут делать только органы, наделенные полномочиями. Ни учитель, ни директор, согласно закону, не имеют права забирать телефон ученика. Они же не относятся к правоохранительным органам.
Если говорить о подрастающем поколении, то я считаю, что важно научить детей уважать закон, а значит – государственную политику и родину. Есть закон – мы его исполняем. Но при этом школа должна создать такие условия, которые не будут провоцировать ребенка на нарушение норм. Для этого, повторюсь, должны быть интересные уроки, наполненная смыслами окружающая среда. Надо создавать доступные лаборатории, мастерские, где можно активно проводить время. Если таких условий нет, то ребенок, естественно, полезет в телефон. Он ведь хочет познавать мир, а гаджет останется для него единственным вариантом.
И еще. Родители детей часто с самого рождения детей вместо того, чтобы заниматься их воспитанием – читать вместе с ними, открывать новое, давали в руки чаду мобильный телефон. Это было лучшее поощрение тихого и спокойного поведения. Вот эти 75 % респондентов, которые активно лоббировали закон о запрете гаджетов в школе. Давайте начнем с себя, уважаемые родители».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин