Редакция «ФедералПресс» / Святослав Фирсов
Москва
23 СЕНТЯБРЯ, 2024
В 2025 налоговая система РФ значительно изменится – появится прогрессивная шкала на доходы физлиц, вырастет ставка по налогу на прибыль. Ситуация поменяется и для тех, кто платит налоги по упрощенной системе налогообложения (УСН). Декан факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала Президентской академии, профессор Николай Головецкий рассказал «ФедералПресс», каких изменений стоит ждать в налоговом законодательстве РФ:
«С 2025 года налоговая система Российской Федерации подвергнется масштабному пересмотру. На развитие налоговой системы значительное влияние оказали законодательные акты, предусмотревшие многочисленные поправки в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.
В 2025 году в России появится полноценная прогрессивная шкала налога на доходы физлиц. С 1 января 2025 года общая налоговая ставка по налогу на прибыль увеличена до 25 %. С 2025 года изменения произойдут в упрощенной системе налогообложения. Все УСН-щики становятся плательщиками НДС. Изменения коснутся процессов налогового администрирования, налогового мониторинга, отчетности и налогового контроля.
Реформируя налоговую систему, предполагалось соблюдение законодателями основных фундаментальных принципов справедливости, стабильности, сбалансированности действующей налоговой системы, которые за последние годы доказали свою эффективность. При этом должны сохранится действующие преференциальные механизмы.
17 сентября 2024 г., при обсуждении параметров бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 гг., президент РФ В.В. Путин заострил внимание на стратегических решениях по донастройке налоговой системы, призванных сделать ее более справедливой и эффективной.
В целях повышения справедливости при изменениях НДФЛ будет обеспечена дополнительная поддержка наиболее нуждающихся в государственной поддержке граждан, прежде всего семей с детьми. Так, планируется увеличение стандартных налоговых вычетов до 2 800 руб. для семей с 2 детьми и до 6 000 руб. для семей с 3 и более детьми, увеличение суммы предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного налогового вычета до 450 тыс. руб. в год.
В вопросе увеличения налогового бремени по налогу на прибыль, продолжается поиск сбалансированного решения, согласно которому повышение налоговой ставки по налогу на прибыль должно компенсироваться мерами налоговой поддержки тех, кто не просто развивается, а вкладывает средства в свое развитие, в расширение производства, в новые технологии, в повышение зарплаты.
Существует необходимость введения системы поощрения для активно инвестирующих компаний. Очевидно, что существующий в настоящее время инструмент инвестиционного налогового вычета (который заканчивается в 2024 г.) требует совершенствования и продления хотя бы на среднесрочную перспективу до 2030 г.
Так, Минэкономразвития предлагает установить со следующего года инвестиционный налоговый вычет в размере 6 % для плательщиков налога на прибыль. Его смогут получить организации, деятельность которых связана с добычей полезных ископаемых, обеспечением электроэнергией, газом и паром, работой гостиниц и предприятий общественного питания, научными исследованиями и разработками, а также обрабатывающих производств.
Кроме того, в кабинете министров прорабатываются методы налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах. Уточнен порядок списания задолженности по бюджетным кредитам за счет налоговых поступлений от указанных инвестиционных проектов, закреплена возможность учета для этой цели подтвержденных, но не учтенных в предыдущие отчетные периоды налоговых доходов от реализации инвестпроектов.
Главным принципом совершенствования УСН должно стать создание стимулов для малого бизнеса расти. Установление таких условий ведения бизнеса, при которых будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям «упрощенной» деятельности.
Донастройка призвана создать переходную систему налогообложения по УСН с проведением амнистии организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяли незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН. Очевидно, что руководствуясь принципом справедливого налогообложения, государство стремится обеспечить сбалансированность бюджета через механизмы и инструменты донастройки налоговой системы, создавая дополнительные стимулы для инвестирования в ключевые отрасли экономики».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова