Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о реформе МСУ: «Торжество федерального центра по достраиванию архитектуры власти»

Редакция «ФедералПресс» / Фаддей Александров
Москва
7 МАРТА, 2025

Гращенков Илья Александрович

Политология и политтехнологии
ЦФО

В Кремле достраивают архитектуру власти так, что Россия перестает мыслиться, как основанная на местном самоуправлении страна. Об этом заявил политолог Илья Гращенков, комментируя принятый закон об МСУ. В беседе с «ФедералПресс» он пояснил, что местное самоуправление превращается в исключительно исполнительный механизм федеральной власти.

«Я бы рассматривал новый закон о местном самоуправлении, в связке с законом о публичной политике, который вводит новое понятие публичной политики в России. Оно включает в себя понятие архитектуры региональной и муниципальной власти.

Введение одноуровневой модели – это торжество федерального центра, который окончательно достраивает архитектуру власти так, что Россия не мыслится, как страна, основанная на местном самоуправлении.

У нас зонтичная система. Есть федеральный центр, который принимает какие-то модели. Они обязательные для исполнения. Одноуровневая система – это упрощение и администрирование местного самоуправления, чтобы оно было исключительно исполнительным механизмом федеральной власти.

С другой стороны – закон о публичной политике позволяет компенсировать и нивелировать, что МСУ оказывается выхолощенной системой с точки зрения управленческих инициатив. По закону о публичной политике появляется некое политическое пространство, в котором как раз можно дискутировать, можно проводить какие-то акции. С одной стороны система упрощается, а с другой – есть инструмент ее усложнения. Правда закон о публичной политике еще пока проходит свои слушания и окончательно не принят.

Если говорить о функционале одноуровневой и многоуровневой системы то, понятно, что здесь как бы 2 вектора. Первый – экономический. Бюджеты находятся в руках регионов, и МСУ имеет минимальный рычаг воздействия на бюджетную политику.

С другой стороны есть регионы, в которых сохраняется МСУ, это прежде всего республики. Там это продиктовано не столько системой бюджетного распределения. Кроме того, в многоуровневый системе больше понятий того, как формировать бюджеты.

Если брать, например, Якутию с очень большой территорией, вот этими улусами, которые являются самостоятельными единицами. Там нужно формировать бюджет на защиту от лесных пожаров, на северный завоз и так далее. На месте получается лучше, чем если бы это было из Центрального из региона. Именно поэтому в тех местах, где сохраняется блоковая система, она оправдана именно реальной сложностью. Если упростить администрирование, то получается намного хуже».

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих