Психолог о трудоустройстве бойцов СВО в полицию: «Небольшой конфликт может вызвать фронтовой флешбэк»

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
22 МАРТА, 2025

Луковицкая Елена Геннадьевна

Наука и образование
Новгородская область

В ожидании мирных переговоров в обществе все активнее начинают обсуждаться вопросы о возвращении военнослужащих из зоны СВО и их интеграции в жизнь без атак, взрывов и ежедневного риска. В социальных сетях уже можно встретить дискуссии о том, что экс-бойцов в будущем можно будет трудоустраивать в полицию. Ведь с боевым опытом и патриотическим настроем у таких граждан все хорошо, а значит в органах они точно пригодятся, рассуждают сторонники идеи. О том, насколько этот вариант может быть полезен или опасен как для самих военных, так и для населения, «ФедералПресс» рассказала социолог и кандидат психологических наук Елена Луковицкая:

«Предложение о трудоустройстве вернувшихся со спецоперации военных в полицию я бы назвала странным. Потому что, конечно, не все, но часть людей приходит с фронта с ПТСР – это психологическое расстройство, которое развивается вследствие сильного травмирующего фактора. А боевые действия, несомненно, таким являются.

Посттравматическое стрессовое расстройство в жизни проявляется в виде флешбэков, кошмаров, повторяющихся сноведений. В жизни людей с ПТСР часто появляются тревога, паника и агрессия. Они страдают чувством вины, их гнетет ощущение безнадежности. Иногда возникают суицидальные наклонности. Подобное наше общество видело на примере военных, которые возвращались из Афганистана. Многие из них спились, исчезли в разборках бандитских группировок. Все из-за того, что почти всегда они жили в состоянии ПТСР, это определяло их нездоровое поведение.

А работа в полиции довольно сложная. И в ней очень много стрессовых факторов, которые могут стать триггерами для вернувшихся с СВО сотрудников. Например, небольшой конфликт может стать крючком для фронтового флешбэка и тревожного состояния для человека.

Поэтому вернувшимся с СВО нужно прежде всего работать с психологом, а не идти трудоустраиваться в полицию. Стоит сказать, что ПТСР проходит очень медленно, флешбэки могут возвращаться годами, десятилетиями, а у кого-то не проходит вовсе. Все зависит от качества психики каждого конкретного человека, но обычно нужна длительная терапия, ведь военнослужащие на фронте долгое время жили в условиях, когда были подавлены их первичные потребности – в еде, тепле, сне, безопасности. Все это провоцирует психотравмы, из-за которых люди утрачивают способность ясно мыслить, анализировать негативный опыт, искать выход из сложных обстоятельств. У них подрывается представление о базовой безопасности, так как они многие ситуации сразу воспринимают как опасные. И если здоровый человек отреагирует адекватно, то человек с ПТСР не сможет найти оптимальное решение. А для работы в органах правопорядка это, скажем так, не самые лучшие предпосылки».

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова