Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Мигалин
Москва
23 ОКТЯБРЯ, 2025
Стремительно меняющаяся российская экономика поставила новые вызовы перед всей строительной отраслью. Не стало исключением и архитектурное направление, которое перестало быть просто искусством, или «застывшей музыкой», как называли ее в прошлые века, но превратилось в инструмент коммерческого продвижения строительных проектов. О том, как проектировщики отвечают на вызовы времени, в беседе с «ФедералПресс» рассказал директор архитектурно-брендинговой компании DEVISION Михаил Костыренко:
«Рынок проектно-архитектурных услуг сегодня – это конкурентная борьба нового уровня. Мы соревнуемся не в создании типовых решений, а в способности предлагать комплексные подходы, которые напрямую повышают ликвидность объекта. Современный архитектор – это в первую очередь стратег, чья цель – создавать финансово успешные проекты. Победа достается тем, кто сочетает глубокое понимание экономики с умением создавать уникальную среду, увеличивающую стоимость актива для инвестора.
Путь архитектурных бюро на федеральный уровень «через Москву», копируя столичных игроков, сегодня малоперспективен. Главный козырь региональной компании – не универсальность, а уникальность. Успешный выход на федеральный уровень требует трех ключевых компетенций:
Таким образом, секрет в том, чтобы быть не «еще одним бюро», а узкопрофильным экспертом с сильным продуктом, который говорит с инвестором на одном языке.
Для расширения доступа архитекторов и проектировщиков к крупным заказам главное, изменить сам подход к выбору подрядчика. Критерием должна стать не минимальная цена, а ценность и ликвидность проекта, которые архитектор может создать. Необходимо внедрять прозрачные конкурсы, где ключевую роль играют компетенции, адекватный бюджет и оценка экономического эффекта от архитектурных решений
В среднесрочной перспективе рынок ждет консолидация и дальнейшая сегментация. Выживут и будут лидировать два типа игроков: крупные компании, предлагающие «полный цикл», и нишевые бюро с уникальной экспертизой. Заказчики будут искать не просто исполнителей, а партнеров, способных глубоко анализировать экономику, целевую аудиторию и создавать среду с высокой добавленной стоимостью. Архитектура окончательно станет инструментом девелопмента, а не просто искусством.
Типовые модули некоторые архитекторы называют «врагами индивидуальности». В этом есть зерно справедливости. Они до сих пор не исчезли по простой экономической причине: они обеспечивают скорость, снижение стоимости и технологичность. Однако сегодня их роль меняется. Задача современного архитектора – не бороться с модулями, а грамотно их интегрировать. Что такое готовый модуль? Это проверенное решение с проработанными вариантами планировочных решений и экономической эффективностью.
Если посмотреть, например, на Китай, то там очень однообразная типовая застройка. В России же и по силуэту, и по форме, и по материалам массовые проекты очень разнообразны, благодаря использованию различных инструментов, которые позволяют снизить монотонность: разноуровневая архитектура, микс фактуры, цвета. Массовая застройка необходима, потому что людям нужно улучшать условия жизни и своего комфорта.
Еще один ключевой вызов для отрасли сегодня – это дефицит кадров. Наблюдается парадокс: обилие выпускников при острой нехватке готовых специалистов. Рынку нужны не просто «архитекторы-художники», а универсальные профессионалы, способные работать с данными, считать экономику проекта, вести диалог с заказчиком и девелопером на языке бизнеса. Поэтому кадровый голод ощущается не в количестве, а в качестве. Компании вынуждены активно инвестировать во внутреннее обучение и «доращивать» кадры самостоятельно, чтобы закрыть этот разрыв».
Фото предоставлено пресс-службой DEVISION