Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Полетаева
Приморский край
3 НОЯБРЯ, 2025
В российских школах, где в одном классе учатся дети из разных культур, многообразие может стать как ресурсом, так и источником проблем. Психолог Илья Трущелев объясняет «ФедералПресс», какие конкретные шаги должны предпринять родители и педагоги, чтобы превратить многонациональный класс в пространство для подлинного уважения и дружбы:
«Современные российские школы все чаще становятся настоящими мини-моделями мультикультурного общества: в одном классе могут учиться дети из десятков этнических и культурных традиций.
Это огромный ресурс – при правильном подходе. Но без осознанной работы со стороны взрослых разнообразие может порождать недопонимание, стереотипы и даже конфликты. Ключевая задача педагогов и родителей – не просто «мирно сосуществовать», а создавать условия для подлинного уважения и дружбы. Для этого важно начинать с себя: взрослые должны осознавать собственные предубеждения, избегать обобщений вроде «все такие-то» и не передавать детям скрытые установки о «чужих» и «своих».
Дети чутко улавливают даже невербальные сигналы – например, недоверие к семье одноклассника из другой культуры. В школе педагогам полезно внедрять практики инклюзивного общения:
– Культурный обмен без экзотизации. Вместо «расскажи, как у вас там» – «расскажи, что тебе важно в твоем празднике/обычае». Акцент на личном опыте, а не на «странности».
– Общие цели и совместные проекты. Групповая работа, где успех зависит от каждого, стирает границы «мы vs они». Это может быть театральная постановка, исследовательский проект или даже организация школьного праздника.
– Правила уважительного диалога. Учить детей слушать, задавать вопросы без осуждения, говорить «я чувствую…» вместо «ты неправильный».
Родителям важно поддерживать открытость дома: интересоваться друзьями ребенка, не делать поспешных выводов по национальности, приглашать одноклассников в гости – вне зависимости от их происхождения.
Также стоит мягко обсуждать с детьми ситуации, где они сталкиваются с предвзятостью – как со стороны других детей, так и со стороны взрослых.
Важно помнить: дружба между детьми разных культур не возникает сама по себе. Она вырастает в атмосфере безопасности, любопытства и равенства. Когда ребенок видит, что его культуру уважают, а его личность ценят независимо от происхождения, он учится так же относиться к другим.
Многонациональный класс – это возможность воспитать поколение, для которого разнообразие – норма. И эта работа начинается с каждого взрослого».
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия