Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Омбудсмен о рабочих профессиях для не сдавших ОГЭ: «Поможет не прийти к криминалу»

Редакция «ФедералПресс» / Ксения Чилимова
Тюменская область
29 НОЯБРЯ, 2025

Степанов Андрей Эдуардович

государственная служба
Тюменская область

Госдума РФ приняла поправки в закон «Об образовании», которые дают возможность ученикам, не сдавшим итоговую аттестацию, освоить востребованные рабочие специальности в своем регионе. В списке возможных профессий 5156 специальностей, из них 4988 – рабочие, 168 – служащие. В 2025 году экзамены не сдали более 100 тысяч учеников страны. Повлияет ли изменение на мотивацию детей и своевременно ли приняли закон, «ФедералПресс» объяснил детский омбудсмен Тюменской области Андрей Степанов:

«С моей точки зрения, этот закон абсолютно актуален и своевременен. Он дает возможность ребятам без стресса получить профессию и параллельно, в комфортном и осознанном варианте, получить среднее образование. Нынешнее поколение девятиклассников имеет страховку от неудач благодаря государству.

Сегодня многие дети не идут в 10-й и 11-й классы и дальше в университет, потому что они предпочитают более прагматичный путь получения профессионального образования для того, чтобы быстрее стать экономически самостоятельными и независимыми. Поэтому востребованность системы среднего профессионального образования возросла многократно.

При этом не секрет, что школьная программа становится сложнее. Не все дети усваивают эту программу в силу совершенно разных причин: имеются проблемы со здоровьем, воспитательные моменты хромают или просто происходит сбой.

Школьная программа более академична, она не ориентирует на определенную профессию или на практическую необходимость именно этих знаний. Например, как я применю алгебру, физику или химию, если я буду автомехаником.

Кроме того, может быть, что ребенок в подростковом возрасте не рассматривает обучение как свою главную задачу и ценность. Это же может позже прийти. Я по своему опыту знаю, что мальчики, поступив в техникум или лицей, более осознанно учатся, потому что они четко понимают, для чего им нужны эти знания.

С точки зрения мотивации – это надо у детей спросить, мы можем только предполагать. Из уст президента это так звучит: «Ничего для детей без детей», то есть без учета их мнения.

Ребята мало задумываются, они же живут здесь и сейчас. Это взрослые больше навязывают разговор о перспективах, что надо хорошо учиться. А у подростков есть очень много важных повседневных задач: отношения с друзьями или первая любовь, спортивные соревнования или творческие конкурсы. Ребенок интуитивно выбирает то, что ему интересно.

Но для ребенка такие знаковые истории, как экзамены, в любом случае оставляют след и заставляют взрослеть. Поэтому оставлять ребенка один на один с неудачей, а потом ставить достаточно жесткие рамки, чтобы он исправился, – это не очень правильно.

Сегодня рабочие места практически во всех отраслях промышленности – это высококвалифицированная, высокооснащенная технологичная среда, где человек может себя реализовать вполне успешно. Это и будет подталкивать ребенка к самореализации и новым достижениям.

Был у меня интересный опыт: парнишка заканчивал девятый класс. С точки зрения интеллекта очень смышленый парень, но не очень организован. Поэтому возьмется за учебу – замечательные оценки, опять увлечется чем-нибудь – начнет пропускать.

И когда он уходил из девятого класса, у меня состоялась беседа с ним. Сказал, что у него светлая голова и все получится, если пойдет учиться до 11-го класса, потом в институт. А он мне ответил, что хочет стать предпринимателем, открыть станцию обслуживания автомобилей. И чтобы никто его не смог обмануть, он решил сперва сам освоить все профессии, которые будут на этой станции. Настолько он продумал стратегию своего будущего и ответственно подошел к своему делу. И если таких ребят много, то можно только порадоваться за наше будущее.

Теперь у подростков есть новый инструмент для того, чтобы достичь успехов. Закон поможет отчаявшимся подросткам не прийти к криминалу – это поддержка семей и наших подростков».

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1